...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Авиация

Panavia Tornado


Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS, перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

В июле 1968г. Великобритания, ФРГ и Италия заключили соглашение о разработке истребителя-бомбардировщика Торнадо IDS для ВВС и ВМС своих стран. В этом же году ВВС Великобритании, которым требовался также дальний перехватчик, стали изучать возможность создания варианта ПВО на основе исходного истребителя-бомбардировщика. Новый перехватчик предназначался в ВВС Великобритании для замены самолетов Лайтнинг и F-4. Основное его назначение - боевое патрулирование и перехват главным образом средних бомбардировщиков и разведчиков. Задача ведения ближнего воздушного боя не входила в число требований к самолету. Применение на самолете Торнадо IDS крыла изменяемой стреловидности и высокоэкономичных ТРДД позволяло реализовать продолжительное патрулирование и высокую максимальную скорость полета, требовавшиеся от нового перехватчика. В результате в 1971г. МО Великобритании утвердило требования AST 395 к перехватчику с новой РЛС и вооружением из УР "Скай Флеш", который должен был отличаться в минимальной степени от истребителя-бомбардировщика Торнадо IDS.

Рабочее проектирование перехватчика Торнадо ADV (Air Defence Variant - вариант ПВО) было одобрено в марте 1976г., первый полет первого из трех опытных самолетов состоялся 27 октября 1979г., первого серийного самолета - 12 апреля 1984г. Первые 18 самолетов, поставленные ВВС Великобритании к октябрю 1985г., были выпущены в варианте F.2 с двумя двигателями RB199 Mk103, в июле 1986г. начались поставки перехватчиков в варианте F.3 (первый полет 20 ноября 1985г.) с двигателями RB199 Mk104 и усовершенствованным оборудованием. На построенных самолетах F.2 также предполагается установить оборудование варианта F.3 (без замены двигателей), после чего они должны получить обозначение F.2A. К середине 1991г. было заказано 197 самолетов ADV (173 Великобританией и 24 Саудовской Аравией), из них к середине 1992г. было поставлено около 180. Цена одного самолета 17 млн ф.ст. по курсу 1985г.


Конструкция. Двухместный самолет Торнадо ADV выполнен по нормальной балансировочной схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и на 80% аналогичен по конструкции исходному истребителю-бомбардировщику Торнадо IDS. Основное отличие заключается в увеличении длины фюзеляжа на 1,96 м в основном за счет удлинения носовой части для размещения новой РЛС и добавления секции за кабиной экипажа для подфюзеляжной установки УР "Скай Флеш" (от планировавшегося вначале расположения УР на подкрыльных пилонах было решено отказаться из-за чрезмерного увеличения при этом лобового сопротивления самолета). Неподвижные части крыла (НЧК) продлены вперед и их стреловидность увеличена с 60 до 67 град в целях увеличения хорды и компенсации смещения ЦМ из-за удлинения фюзеляжа и увеличения массы РЛС. Как и на исходном IDS, каждая подвижная консоль крыла по всему размаху снабжена трехсекционными предкрылками и четырехсекционными двухщелевыми закрылками. Перед закрылками на каждой консоли расположены двухсекционные интерцепторы. Элероны отсутствуют. Щитки Крюгера, использующиеся на НЧК варианта IDS, сняты.

Вариант F.3 оснащен автоматическими системами изменения стреловидности (AWS) и отклонения механизации (AMDS) крыла. Система AWS обеспечивает максимизацию удельной избыточной мощности самолета при околозвуковых скоростях, характеристик разворота на дозвуковых скоростях и устанавливает следующие углы стреловидности крыла: 25 град при числе М<0,73, 45 град при 0,73<М<0,88, 58 град при 0,88<М<0,95 и 67 град при М>0,95. Система AMDS обеспечивает безопасное от бафтинга пилотирование самолета и отклоняет в зависимости от угла атаки крыла закрылки и предкрылки при угле стреловидности консолей крыла 25 град или только предкрылки при угле стреловидности 45 град. При стреловидности более 45 град средства механизации не отклоняются. В 1990г. перед развертыванием самолетов в районе Персидского залива на некоторые участки их конструкции (в зоне воздухозаборников, носков крыла и хвостового оперения) были нанесены радиопоглощающие покрытия для уменьшения ЭПР самолетов.

Силовая установка. ТРДДФ RB199 Mk104 отличается от варианта Mk103 удлиненной на 360 мм выходной трубой для увеличения тяги и использованием цифровой системы управления Лукас DECU 500. На самолетах, участвовавших в боевых действиях в зоне Персидского залива в 1991г., были установлены двигатели Mkl05 с форсированной / нефорсированной тягой, повышенной до 75,0 / 43,1 кН (7 650 / 4 390 кгс). Имеется выдвижная турбина с приводом от набегающего потока для запуска двигателей в полете. По сравнению с самолетом IDS запас топлива увеличен на 909 л за счет установки топливного бака в дополнительной секции фюзеляжа. В передней части фюзеляжа слева по борту расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе.


Целевое оборудование. Отличается от оборудования самолета Торнадо IDS использованием многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 "Фоксхантер" (вместо РЛС фирмы Тексас Инструменте), двух (вместо одной) ИНС Ферранти FIN 1010 и дополнительного индикатора на приборной доске в кабине летчика. Сняты доплеровская РЛС Декка 72, лазерный дальномер и координатор цели фирмы Ферранти. РЛС AI-24 состоит из 12 блоков, работает в диапазоне частот I (8-10 ГГц), имеет максимальную дальность обнаружения воздушных целей 185 км, способна обнаруживать и сопровождать при сканировании одновременно несколько целей (по разным данным от 12 до 20). Предусмотрены режимы наведения УР "Скай Флеш", обеспечения прицельной информации для пуска УР "Сайдуиндер" и стрельбы из пушки, картографирования земной поверхности (для обеспечения навигации). Используется высокая ЧПИ для обнаружения целей на встречных курсах и низкая ЧПИ для перехвата целей вдогон, в бою на малой дальности и для картографирования. Масса РЛС около 300 кг. Установлена инверсная антенна Кассегрена диаметром 0,8 м и массой 1,4 кг с механическим сканированием. РЛС обладает повышенной помехозащищенностью. С целью повышения скрытности атаки вместо РЛС для обнаружения целей в некоторых случаях может использоваться система предупреждения о радиолокационном облучении MSDS "Гермес". На самолетах, развернутых в 1990г. в зоне Персидского залива, использовались контейнеры с передатчиками помех Маркони "Скайшэдоу" (как на варианте IDS GR.1), с устройствами разбрасывания дипольных отражателей и ИК ложных целей Филипс-Матра "Фима" и ALE-40.

Вооружение. Одна (вместо двух на самолете IDS) встроенная пушка IWKA-Маузер (27 мм) справа внизу в передней части фюзеляжа. На подфюзеляжных узлах в полуутопленном положении устанавливаются четыре (по две тандемом) УР ВАе "Скай Флеш" класса воздух-воздух с полуактивной моноимпульсной ГСН. УР "Скай Флеш" может поражать высоко и низко (до 75 м) летящие цели на дальности свыше 45 км в условиях интенсивных помех. Разработанная система отделения УР позволяет осуществлять их пуск во всем диапазоне режимов полета самолета. На каждом из подкрыльных пилонов могут подвешиваться 1-2 УР AIM-9L "Сайдуиндер" с ИК ГСН. Предусмотрена возможность использования (вместо УР "Скай Флеш" и "Сайдуиндер") до шести УР AIM-120 средней дальности. Предполагалось вначале обеспечить возможность применения на английских самолетах УР ASRAAM, но в 1991г. эти планы были отменены.

Размеры. Размах крыла (с изменяемой стреловидностью) максимальный 13,91 м, минимальный 8,60 м; длина самолета 18,68 м; высота самолета 5,95 м; угол стреловидности консолей крыла по передней кромке минимальный 25 град, максимальный 67 град; площадь крыла (с подфюзеляжной частью) при угле стреловидности 25 град -26,60 кв.м.

Двигатели. Число и тип - 2 ТРДДФ Турбо-Унион RB199 Mk104; максимальная статическая тяга форсированная / нефорсированная 2 * 73,5 / 2 * 40,5 кН (2 * 7 495 / 2 * 4 130 кгс).

Массы и нагрузки, кг максимальная взлетная масса 27 985; масса пустого снаряженного самолета 14 500; максимальная масса внешней нагрузки 8 500; максимальный запас топлива во внутренних баках 5 790, в подвесных баках 5 805.

Летные данные. Максимальное число М горизонтального полета на большой высоте (без наружных подвесок) 2,2; скорость крена при скорости полета 1 390 км/ч и перегрузке менее 4 ед - 180 град/с; скорость отрыва носовой опоры 269-297 км/ч; нормальная посадочная скорость 213 км/ч; длина разбега с типичными вооружением и запасом топлива 760 м, в перегоночной конфигурации (4 подвесных топливных бака по 1 500 л и полная боевая нагрузка) 1 525 м; длина пробега (с реверсированием тяги) 370 м; взлетная дистанция (высота препятствия 15 м) 915 м; посадочная дистанция (высота препятствия 15 м) 610 м; радиус перехвата при сверхзвуковой скорости 555 км, при дозвуковой скорости 1 855 км; продолжительность патрулирования на удалении от базы 555-740 км (включая перехват и ведение воздушного боя в течение 10 мин) 2 ч; максимальная эксплуатационная перегрузка 7,5.


Боевое применение. Крупнейшим конфликтом, в котором приняли участие перехватчики Торнадо ADV, была война в зоне Персидского залива. Однако их использование было ограниченным (в отличие от ударного самолета Торнадо IDS) и нерезультативным: они привлекались к патрулированию воздушного пространства, но не сбили ни одного иракского самолета, что частично объясняется малой интенсивностью вылетов иракских самолетов из-за полного господства в воздухе авиации многонациональных сил.

Категория: Авиация | Добавил: nexusmen (10.07.2010)
Просмотров: 1278 | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz