...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Танки

Основной боевой танк Т-84(Украина)

Первый разработанный за годы независимости Украины основной боевой танк Т-84 является прямым развитием проектов и опытных образцов, подготовленных Харьковским КБМ в конце 1980-х. В то время намечалось производство ОБТ переходного поколения на всех трех основных танкостроительных заводах СССР вплоть до создания машины принципиально нового уровня: по программе "Совершенствование-88" от нижнетагильского УКБТМ шел "Объект 187", от ленинградского СКБ-2 - "Объект 291". В свою очередь, новый танк от ХКБМ получил индекс "Объект 478БК".

Его непосредственным предшественником был Т-80УД ("Объект 478Б"), которому в свое время также прочили имя Т-84. Подобно ему, "Объект 478БК" оборудовался двухтактным дизельным двигателем 6ТД и отличался от ленинградского Т-80У дистанционно управляемой зенитно-пулеметной установкой и некоторыми другими решениями. Главным новшеством "478БК" являлась сварно-катанная башня, имевшая несколько увеличенные габариты брони по сравнению с прежней литой, но выполненная по той же схеме. Таким образом, "Объект 478БК" представлялся менее прогрессивной и амбициозной, но в то же время более простой в освоении машиной, чем образцы от УКБТМ и СКБ-2.
С распадом Советского Союза темп разработок в ХКБМ резко снизился. Замедлилась разработка ОБТ 4-го поколения "Объект 477", на тот момент уже существовавшего во множестве опытных образцов, стоял вопрос о судьбе программы "Объекта 478БК". Однако украинское танкостроение спас зарубежный контракт - к Т-80УД проявили интерес пакистанские военные. После испытаний в 1994-1995 гг. состоялось официальное заключение украинско-пакистанского контракта на поставку 320 Т-80УД, из которых 175 строились на средства заказчика, остальные же шли из резервов ВС Украины (по другим данным, вновь построенные машины составляли подавляющее большинство). Полученная от экспорта прибыль позволила наладить собственное производство необходимых систем (после 1991 г. большая часть смежных предприятий осталась на территории России) и возобновить ОКР над "478БК"/"478ДУ4". Часть из предназначенных для него усовершенствований впоследствие была реализована на последних сериях Т-80УД для Пакистана.
Первый вариант нового танка был готов к 1994 г. и назван Т-84. В 1999 г. ХКБМ представило новую модификацию - Т-84У с модернизированной СУО, модульной ВДЗ и другими отличиями, вскоре на его основе были разработаны экспортные модели "Оплот" и "Ятаган". В 2000 г. армия Украины получила 10 танков Т-84У, однако следующий заказ сделала лишь в 2006 г., его объем уточняется. Стоимость машины для внутреннего рынка оценивается в 1 700 тыс. долларов. Впоследствие все версии Т-84 были переименованы: основная модель для внутреннего рынка со 125-мм орудием стала "Оплотом", а экспортная, с украинской либо швейцарской 120-мм ГСП - "Ятаганом".

Как и все танки, ведущие свое происхождение от Т-64, Т-84 унаследовал классическую компоновку и экипаж из трех человек. В целом конструкция танка повторяет Т-80УД, изменения касаются в основном оснастки.
Созданная специально для Т-84 сварная башня по баллистическому профилю подобна Т-80УД. Массивные скуловые бронеконструкции имеют большой габарит от 650-700 до 950 мм по фронту; в них, между внешней и внутренней несущими стальными плитами размещено спецбронирование. Его состав неизвестен: производитель заявляет о применении керамики, но более правдоподобным считается ячеистый металлополимерный наполнитель - развитие решений Т-80УД. В пределах общепринятых для ОБТ курсовых углов +-30 грд башня Т-84 может считаться лучшей в мире с точки зрения защиты при условии установки ВДЗ, хотя сварная башня Т-90, по всей видимости, не уступает ей вовсе либо отстает минимально. Впрочем, харьковская башня выгодно отличается от тагильской несколько более рациональным устройством крыши. На новых версиях Т-84 установлена башня с модульным бронированием: броневые модули с наполнителем устанавливаются на несущий корпуса башни. По сравнению с традиционными башнями модульные конструкции имеют повышенную ремонтопригодность и легче модернизируются, но при прочих равных массовая эффективность их бронирования ниже из-за более толстых стальных конструкций, разделенных на броневые и несущие (в обычных башнях они тождественны).
Ранние прототипы Т-84 комплектовались ВДЗ "Контакт-5", принятой на снабжение в 1987 г.; с 1999 г. она устанавливается в модулях вместо контейнеров. Однако ее устаревание вынудило создателей танка подготовить альтернативную конструкцию динамической защиты. УДЗ "Нож", спроектированная в СКТБ ИПП НАНУ совместно с ГП БЦКТ <МИКРОТЕК>, НИЦ <Материалообработка взрывом> ИЭС им. Патона НАНУ и ХКБМ им.Морозова , принципиально отличается от современной российской ДЗ и частично основывается на наработках НИИСтали и УКБТМ 1980-х: вместо традиционных активных элементов ВВ применены удлиненные кумулятивные заряды, воздействующие на средство поражения направленными кумулятивными "ножами" (плоскими струями) и в меньшей степени детонацией ЭДЗ. В стандартном контейнере "Ножа" размерами 245х120х36 мм размещается семь ЭДЗ, и при срабатывании любого из них действие распространяется на соседние заряды. В итоге, по заявлениям производителей, противокумулятивная эффективность "Ножа" не уступает "Контакту-5", а противоснарядная - выше в 1,8-2,7 раз, что соответствует 500-600 мм эквивалента по КСП и 200-300 мм по ОБПС (по другим данным, до 400-500 мм в некоторых случаях). Как следует из этих цифр, "Нож" не уступает по противоснарядной защите современному российскому комплексу УДЗ "Реликт" и, возможно, даже превосходит его, но в то же время не имеет противотандемных свойств, присущих "Реликту". Как и новые российские комлексы динамической защиты, "Нож" выполнен по модульной схеме и сравнительно легко подлежит модернизации. В число его достоинств входит также высокая степень перекрытия лобовой проекции, обеспечение защиты от некоторых боеприпасов на основе ударных ядер и возможность установки на ЛБМ.
Дополнительную защиту танка обеспечивает система "Варта" - модифицированный вариант советской СОЭП/СПЗ "Штора-1". Отличия от нее заключаются в повышенной чувствительности приемников облучения (по некоторым сведениям, обеспеченной российскими технологиями).
Благодаря перечисленным решениям Т-84 заслуживает звания наиболее защищенного серийного ОБТ в мире наравне с Т-90А. По предварительным достаточно консервативным оценкам, противоснарядное бронирование башни в курсовых углах +-30 грд эквивалентно 800-1100 мм стали, корпуса - 800-850 мм. Противокумулятивная защита, вероятно, немного выше, чем у Т-80У(Д).

Основное вооружение танка - 125-мм ГСП КБА3, копия советской 2А46М1 с рядом изменений. Организация производства на Украине собственных танковых орудий была сопряжена с немалыми трудностями, связанными в основном с отсутствием современного оборудования для производства качественных стволов, но в итоге в основном была решена. Боепитание орудия осуществляется традиционным для харьковских машин электрогидравлическим механизмом заряжания карусельного типа на 28 выстрелов. Боекомплект уменьшен с 45 до 40 снарядов для снижения пожароопасности: из немеханизированной боеукладки семь снарядов хранятся в баке-стеллаже, как и на Т-80У, а остальные пять уложены в бронированный контейнер в боевом отделении. Основным бронебойным снарядом для КБА3 ныне принят вольфрамовый ОБПС 3БМ42; в 90-х гг. на публике были представлены и несколько новых опытных 125-мм снарядов с подкалиберными ведущими устройствами, однако они не были приняты на вооружение. Судя по отдельным сообщениям, некий новый снаряд все же утвержден на замену "Манго", но его характеристики полностью засекречены.
В связи с разрывом связей с российскими поставщиками на Украине разработали и 125-мм ТУР "Комбат". По компоновке ракета подобна прежней 9М112 "Кобра", но по ТТХ ближе к современной 9М119 "Рефлекс": она наводится в помехозащищенном канале, имеет тандемную боевую часть и развивает маршевую скорость 310 м/с.
Система управления огнем танка в целом основана на советской СУО 1А45Т, которой оборудовались Т-80У(Д), но большинство ее компонентов модернизировано. Прицел наводчика 1Г46М "Проминь" имеет панкратическое плавно регулируемое увеличение в пределах 2,7-12 крат, встроенный дальномерный канал, двухплоскостную независимую стабилизацию и по сравнению с базовым 1Г46 снабжен схемами автоматической компенсации выходных параметров, несколько увеличивающими точность; размер выходного окна уменьшен. Ночным прицелом наводчика является разработанный на основе ТПН-3-49 "Буран-Катрин-Э"с тепловизионной камерой 2-го поколения французской фирмы Thomson-CSF, стабилизированный по вертикали и имеющий два режима увеличения. Его ранние модели не имели согласованной по горизонтальной линии визирования с основным прицелом, поэтому в ночных условиях замер дистанции был затруднителен; сейчас этот недостаток устранен. Комплекс командира - ПНК-5: как и прежний ПНК-4С, он работает в двух режимах дневного (1х и 7,6х) и одном - ночного (5,8х; электронно-оптический преобразователь) каналов, стабилизирован в вертикальной плоскости и позволяет командиру танка осуществлять целеуказание наводчику по азимуту, а также дублировать его в ведении огня. В последнем отношении его возможности возросли за счет установки независимого дальномерного поста и устройства бокового упреждения, хотя особых преимуществ перед ПНК-4 это не обеспечивает из-за отсутствия самого главного - горизонтальной стабилизации. Баллистический вычислитель ЛИО-В (аналог 1В528) автоматически учитывает измерения системы внешних датчиков: крена, скорости танка, скорости цели, ветра, дистанции, изгиба ствола, начальной скорости снаряда. Дополнительные поправки вводятся вручную. Помимо всего прочего, на Т-84 стабилизатор вооружения был заменен на 2Э42М с повышенной на 20% перебросочной скоростью и на 10-15% - точностью.
Соосно с пушкой смонтирован пулемет КТ-7,62 с запасом в 1250 патронов. Зенитный пулемет КТ-12,7 с прицелом ПЗУ-7 позволяет вести огонь из-под брони; ее БК - 450 12,7-мм патронов.
Т-84 оснащен двухтактным дизельным двигателем 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. В связи с увеличением размеров МТО корпус танка был удлинен, но, несмотря на это, силовая установка Т-84 - одна из наиболее компактных в своем классе, с высоким соотношением мощности к объему. Она обеспечивает машине хорошую удельную мощность в 25 л. с./т и максимальную скорость до 65-70 км/ч. В то же время, по отношению к четырехтактным дизелям 6ТД-2 менее экономичен в производстве и эксплуатации, требует более квалифицированного обслуживания. Трансмиссия - механическая с ПМП, с 7-ю передачами переднего и 5-ю заднего хода. Для облегчения вождения и переключения передач установлены гидросервоприводы. Запас топлива в 1200 л позволяет танку действовать в радиусе 350-450 км; компоновка топливных резервуаров не изменилась по сравнению с Т-80УД. Также не затронута модификациями и ходовая часть.
На Т-84 реализован комплекс мер по снижению эффективной поверхности рассеивания и заметности в оптическом и инфракрасном диапазонах. В частности, башенные контейнеры ВДЗ, характеризующиеся высокой ЭПР, частично прикрыты экранами из армированной резины; на фальшборта установлены противопылевые экраны; МТО укомлектовано термоизоляционными прокладками. Танк имеет специальное антирадарное покрытие, а в качестве дополннительных средств предлагается маскировочная конструкция "Контраст", уменьшающая заметность при визуальном, тепловизионном и радиолокационном наблюдении на 20-30%.

В связи с ничтожными объемами государственных заказов для ВС Украины Т-84 создавался и как машина для внешнего рынка. Впервые танк демонстрировался на выставке IDEX в Абу-Даби в 1995 г. В дальнейшем он в различных версиях принимал участие в выставке IDEF в Турции, DSA в Малайзии и еще дважды - в ОАЭ, пользуясь определенным вниманием со стороны потенциальных заказчиков. В 1998 г. Т-84 был отобран для участия в тендере на роль ОБТ армии Греции. К большому сожалению для создателей, танк посредственно выступил на ходовых и стрельбовых испытаниях, сравнительный "триал" не обошелся без ряда неприятных инцидентов. Причины провала следует искать в технической неподготовленности представленного образца и экипажа, а также в СУО, недостатки которой (типа более продолжительной подготовки к выстрелу при ц/у от командира) были особенно критичны при обозначенных в программе задачах. Тем не менее, меры по усовершенствованию исходной СУО не прошли даром - Т-84 проявил себя лучше на стрельбах, чем Т-80УЕ.
В 2000 г. наряду с российским Т-90С и польским РТ-91 Т-84 отметился в тендере в Малайзии. Официальных данных об успешности в этих испытаниях нет; по сведениям независимого эксперта В. Мухина, в сравнении подвижности и проходимости Т-84 несколько уступил Т-90 и значительно превзошел РТ-91, бывший по ТТХ явным "аутсайдером". Однако в результате закулисной борьбы выбор был отдан польскому изделию.
В том же году Т-84 был выдвинут на роль нового ОБТ Турции. В тендере участвовала новая модификация Т-84 - "Ятаган"; в отличие от базовой модели, "Ятаган" комплектуется автоматом заряжания в башенной нише, где под защитой брони в замкнутом цепном конвейере размещено 22 выстрела, остальные 16 сложены в бронированном контейнере в механизированной укладке в корпусе и еще 2 - в башне. Модуль АЗ изолирован от обитаемого объема, снабжен вышибными панелями и может пополняться снаружи машины; поддоны после выстрела выбрасываются через лючок в задней части крыши башни. Принятое устройство АЗ позволяет снизить вероятность полной потери машины при возгорании БК и повысить шансы экипажа на успешное покидание машины в этом случае. Помимо того, на "Ятагане" возможна установка 120-мм орудия, адаптированного под стандарты НАТО - украинской ГСП КБА2 раздельного заряжания либо швейцарского орудия 120CTG с унитарным патроном, а в перспективе - и бикалиберной 120/140-мм пушки.
Одним из условий допуска к тендеру являлась мощность двигателя в 1500 л. с. Несмотря на явную надуманность этого требования для танков "советской школы", при меньшей мощности и массе имевших сравнимую удельную мощность, производителям удалось добиться допуска машины к триалам, обязуясь подготовить к серии форсированный до 1500 л. с. двухтактник 6ТД-3. Подробной информации о ходе испытаний Т-84 нет; по сообщениям украинской прессы, танк был одним из фаворитов тендера. Тем не менее, в итоге предпочтение было отдано танкам "Леопард-2".

Произведенные в 2000 г. для украинской армии 10 Т-84 так и не были оплачены полностью. Положение ХЗТМ ухудшалось, и лишь в 2005-2006 гг. последовали заказы скромных размеров. К сожалению, в свете известных политических событий перспективы ХЗТМ и "Оплота" весьма туманны, хотя новый заказ все же был выдан даже при одиозном новом правительстве.
И все же, своим существованием и своими ТТХ Т-84 еще раз доказывает жизнеспособность принципов советской школы танкостроения, которые при должном развитии позволяют достигать отличных результатов. Украинский танк вплоть до последнего времени мог считаться наиболее совершенным танком в серии "Т", а по ряду показателей до сих пор не имеет аналогов в западном мире. Будем надеяться, что на Украине смогут продолжить совершенствование этой удачной машины, а в России наконец представят публике свой аналог - модернизированный Т-90.
Категория: Танки | Добавил: nexusmen (17.06.2010)
Просмотров: 1544 | Рейтинг: 2.0/1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz