...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Танки

Основной танк Меркава (Израиль)

                                             "МЕРКАВА” МК.1 


Корпус и башня танка - литые, имеют большие углы наклона брони (до 75 - 80°). "Меркава” - единственный в мире основной боевой танк с размещением МТО в передней, а боевого отделения в задней части корпуса. Съемный верхний лист броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нем простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.

Еще одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Такое размещение двигателя наряду с бронеперегородками практически исключает поражение боевого отделения при обстреле танка спереди. На массивной литой лобовой детали корпуса находятся болтовые узлы крепления минного трала. На правом крыле расположена фара, прикрываемая дистанционно управляемым бронещитком; левая фара утоплена в надгусеничную нишу.

При подаче электропитания на фары бронещиток правой открывается, а левая выдвигается. Двигатель - американский дизель Теледайн Континентал AVDS-1790-5А с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л.с-двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки М 60 и израильские "Центурион” и М 48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6В, но модернизированная израильскими специалистами, гидромеханическая, типа "Кросс-Драйв” с гидрообъемным механизмом поворота. Основной запас топлива размещен в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах. имеющих разнесенное бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведет к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решетки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решетки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши.

Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решетку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни. Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причем средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к правому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя влево сильно ограничен. Механик-водитель попадает на свое место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса. Башня танка "Меркава” формой напоминает башню американского танка М60А2. Броня башни разнесенная, толщина каждой стенки 76 мм. В промежутке между ними (тоже 76 мм) устанавливаются дополнительные защитные элементы.

Объем башни значительно меньше, чем у других основных боевых танков; за счет низкой посадки членов экипажа удалось уменьшить высоту башни и снизить площадь ее лобовой проекции примерно до 1 м2. Клинообразная в плане форма башни способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. К кормовой нише башни крепится большая корзина, по периметру нижней части которой навешены цепи со стальными шарами на концах. Цепи провоцируют подрыв боевой части гранат носимых противотанковых средств, таких как РПГ-7, до их соприкосновения с броней. Цапфы пушки расположены ближе, чем обычно, к казенной части, такое конструктивное решение позволило сохранить приемлемый угол снижения ствола орудия без увеличения высоты башни. На крыше башни практически осутствуют выступающие элементы конструкции, за исключением пулеметных турелей и бронированных колпаков приборов наблюдения.

С целью компенсации массы МТО, сосредоточенной в передней части танка, его башня сдвинута к корме. В результате ствол орудия лишь незначительно выступает за переднюю кромку корпуса, что уменьшает риск "зарывания” ствола в грунт при движении танка по пересеченной местности. На "Меркаве” установлена американская 105-мм нарезная пушка М 68 (лицензионный вариант английской L 7). Все орудия для "Меркав” изготовлены фирмой Израил Милитэри Индастриз. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -8,5° до +20°. На стволе монтируется термоизоляционный кожух. Маска пушки, как и на танке "Чифтен”, отсутствует. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов - бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Унитарные выстрелы к орудию хранятся в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом. Большая часть боезапаса расположёна в кормовой части корпуса танка, в башне находятся только восемь готовых к выстрелу снарядов.

Предусмотрена дополнительная защита боезапаса: от детонации мин - топливным баком, расположенным под местом размещения контейнеров с выстрелами, сверху - баком с пресной водой, установленным непосредственно под верхним бронелистом и значительным свесом ниши башни с прикрепленной к ней корзиной. Загрузка контейнеров осуществляется через двустворчатый люк, расположенный в кормовом бронелисте. Стандартный боекомплект из 62 выстрелов может быть увеличен до 84. Время загрузки боекомплекта составляет 15-20 минут - втрое меньше, чем у танков "Леопард-1” или АМХ-30. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой. Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62MM пулемет MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии.

Пулемет установлен слева от пушки, лента с 2000 патронов к нему размещена между двумя слоями брони на левой стороне крыши башни. Еще два таких же пулемета могут быть смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулеметам винтовочного калибра составляет 10.000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемета калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемета осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномет установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведет заряжающий. Боекомплект - 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин. Рабочее место наводчика расположено слева от пушки.

У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, угле крена оси цапф, атмосферных данных (скорость ветра, давление, температура) вводится в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола - вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни. Вспомогательный прицел у наводчика не установлен. Командир располагается сзади наводчика, его сиденье несколько приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4х до 20х); кратность увеличения изменяется с помощью ножной педали. Имеется дисплей, на который выводится изображение ночного канала прицела наводчика. При необходимости командир может самостоятельно наводить пушку, используя лазерный дальномер и баллистический вычислитель.

Головка прицела оснащена механизмом контрвращения, благодаря чему при развороте башни направление линии визирования прицела может сохраняться неизменным. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов. Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Радиосвязное оборудование размещается в башне, слева от места заряжающего. Прожектор установлен в специальном отсеке кормовой ниши башни. При включении электропитания автоматически открывается броневая крышка и выдвигается прожектор. Внутренняя поверхность крышки покрыта светоотражающим составом. В задней части корпуса расположен отсек для размещения боекомплекта, резервного экипажа или десяти десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными или дополнительные канистры со снарядами. В кормового бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя - вниз. Тактика использования танка "Меркава” не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырех человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта. Пружинно-балансирная подвеска танка "Центурион”, несмотря на ее критику, удовлетворяла требованиям специфического ближневосточного театра военных действий.

Израильские специалисты особо отмечали ее стойкость при детонации мин, поэтому применение на "Меркаве” торсионной подвески не предусматривалось изначально. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесенным бронированием днища повышает защищенность корпуса при детонации мины. Независимая пружинно-балансирная подвеска танка "Меркава” разработана с привлечением иностранных специалистов. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удаленную от корпуса часть, а три - за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков - 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырех болтах и может быть быстро заменен при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колеса переднего расположения. Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков - 640 мм, количество траков в гусенице -110, длина опорной поверхности - 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески. Танк "Меркава” имеет относительно невысокую подвижность из-за недостаточной величины удельной мощности и пружинной подвески опорных катков. В то же время, по мнению израильских танкостроителей, подвижность танка адекватна условиям его применения. В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения "Спектроникс”.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Фильтро-вентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтро-вентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80х80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями. Несмотря на необычную компоновку, резко выделяющую "Меркаву” из всех современных основных боевых танков, в его конструкции применено мало технических новинок. В то же время танк наилучшим образом соответствует израильской доктрине применения бронетанковых подразделений в условиях ближневосточного театра военных действий. По уровню комплексной защищенности от воздействия противотанковых средств танк "Меркава” на момент разработки считался лучшим танком западного мира. Масса брони составляет примерно 75-80% массы пустого танка. Всего построено примерно 250 танков "Меркава” Mk.1.

                                              "МЕРКАВА” МК.2 

Модификация Mk.2 разработана с учетом боевого опыта, полученного в ходе войны 1982 г. Танк модели Mk.2 стал, так сказать, непосредственным результатом сражений в Ливане. Оказалось, что даже совершенная бронезащита "Меркав” Mk. 1 не спасает от огня 125-мм гладкоствольных пушек танков Т-72, применявшихся Сирией, поэтому основной целью модернизации стало дальнейшее усиление бро-незащиты. Бронирование башни усилено путем установки накладных экранов. Стальная броня экранов обладает повышенной снарядостойкостью по сравнению с броней танка "Меркава” Mk.1. Бортовые экраны измененной формы также изготовлены с применением брони нового типа, предусмотрена возможность установки на них блоков динамической защиты. Экраны подвешены на стальных листовых рессорах с целью уменьшения вероятности их потери при движении по сильно пересеченной местности. Модифицирована система управления огнем за счет установки более совершенного баллистического вычислителя и нового лазерного дальномера. СУО была разработана израильской фирмой Элбит и получила название "Матадор-2”. Программой модернизации предполагалось дальнейшее форсирование дизеля AVDS-1790-5A, однако на Mk.2 остались стоять прежние моторы мощностью 900 л.с., но была установлена новая автоматическая трансмиссия израильской конструкции. Емкость топливных баков по сравнению с предыдущей моделью увеличена примерно на 25%. Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров. Танки "Меркава” Mk.2 поступили на вооружение армии обороны Израиля в 1983 г. До уровня Mk.2 были доведены все танки "Меркава” Mk. 1; танки варианта Mk.2 строились и заново.

                                              "МЕРКАВА” МК.3 

Работа над третьей моделью израильского танка началась в конце 1983 г. Израиль Тал определил Mk.3 как танк 90-х годов, который по боевой эффективности должен превзойти все основные боевые танки 80-х годов: "Леопард-2”, "Челленджер”, М1, Т-80, Т-72... Презентация танка "Меркава” Mk.3 состоялась 4 мая 1989 г., в том же году танк принят на вооружение. Программой строительства вооруженных сил Израиля предусмотрена модернизация танков Mk.2 до уровня Mk.3 и постройка новых машин в варианте Mk.3. По мнению английского эксперта в области бронетехники P.M. Огоркевича, лично "экзаменовавшего” все модели "Меркав”, Mk.3 представляет собой фактически новый танк, а не модернизированный MR. 2. По-прежнему, ключевым вопросом стало усиление защищенности танка. На Mk.3 применили модульную броню. Модули - броневые блоки - крепятся к корпусу танка и башни на болтах. Снарядостой кость стальной брони еще более увеличена по сравнению с броней танка Mk.2. Блоки навешиваются на надгусеничные спон-соны, верхний лист МТО, лобовой бро-нелист, расположенный перед местом механика-водителя - наиболее уязвимой частью фронтальной проекции "Меркав” ранних моделей. Бортовые экраны изготовлены из новой брони.

Также, как и на Mk.2, снарядостойкость бортовых экранов одинакова по всей их длине, в то время как на других основных боевых танках (к примеру, "Леопард-2”, Т-80У) усиленная броня бортовых экранов расположена только в зоне размещения механика-водителя. Башня прикрыта модулями с бортов и сверху. Отмечается ряд преимуществ, которые дает использование модульной брони. Это: возможность замены пораженных элементов в полевых условиях; замена модулей более совершенными; облегчение массы танка для его транспортировки путем снятия дополнительной брони. В то же время болтовое соединение ослабляет конструкцию башни и ее снарядостойкость. Касательно использования модульной брони генерал-майор Тал на пресс-конференции, посвященной выкатке Mk.3, заявил, что "этот танк останется вечно молодым, он не будет стареть, поскольку броню всегда можно заменить новой.” В духе концепции всеракурсной защиты, свойственной всем машинам семейства "Меркава”, защищенность танка со стороны кормы также увеличена путем установки в кормовом бро-нелисте вместо отсеков ФВУ и акуумуляторных батарей бронированных топливных баков.

Трубопроводы горючего от дополнительных баков проведены в межбронном пространстве надгусеничных спонсонов. Установка 120-мм гладкоствольной пушки резко усилила огневую мощь танка. Конструкция пушки во многом аналогична германскому 120-мм танковому орудию Rh-120 и американскому М-256, однако система отката ствола после выстрела израильской пушки более компактная. Стрельба из 120-мм орудия танка "Меркава” Mk.3 возможна всеми типами американских и германских боеприпасов. На стволе орудия закреплен термоизоляционный кожух, а в средней части ствола смонтирован эжектор для удаления пороховых газов. Демонтаж эжектора не требует снятия термоизоляционного кожуха. Замена ствола орудия производится без поднятия башни.

Стандартный боезапас к орудию по сравнению с танками Mk.1 и Mk.2 уменьшен до 50 выстрелов. Выстрелы хранятся в индивидуальных контейнерах, конструкция которых аналогична четырехснарядным контейнерам, применявшимся на танках предыдущих модификаций. Пять готовых к выстрелу снарядов из пятидесяти находятся в специальном магазине барабанного типа, установленном на вращающемся полике башни. Уровень защиты первых выстрелов аналогичен выстрелам, хранимым в индивидуальных контейнерах. Магазин и полуавтоматическая система подачи боеприпасов к орудию являются частью разрабатываемого автомата заряжения. Заряжающий загружает магазин боеприпасами из индивидуальных контейнеров, с помощью ножного привода выстрел поднимается, после чего вручную досылается в казенник пушки. Считается, что подобная схема позволяет достичь компромисса между относительно простым механизмом заряжания, значительно облетающем работу заряжающего и увеличивающего скорострельность и требованием военных сохранить экипаж из четырех человек.

Объем боевого отделения удалось несколько увеличить с целью улучшения условий работы экипажа. Пулеметно-минометное вооружение танка не претерпело изменений. В передней части башни по бортам установлено по одному четырехствольному блоку дымовых гранатометов калибра 78,5 мм. На танке установлена новая система управления оружием, разработанная фирмой Элбит. У наводчика установлен новый прицел с независимой от положения ствола орудия стабилизацией оптической оси. Прицел имеет 12-кратное увеличение. В прицел интегрирован лазерный дальномер. Ночной канал прицела наводчика имеет 5-кратное увеличение. Прицел наводчика имеет устройство автосопровождения цели. У командира также установлен новый стабилизированный прицел с 4-14-кратным увеличением и ночным каналом, независимым от ночного канала прицела наводчика. Прицел командира связан с прицелом наводчика оптическим каналом. благодаря чему командир может осуществлять целеуказание. Электрогидравлические приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости заменены полностью электрическими. Башенные люки командира и заряжающего новой конструкции. Впервые в практике западного танкостроения на "Меркаве” Mk.3 установлена система предупреждения об электромагнитном облучении. Два широкоугольных датчика системы монтируются по бортам в кормовой части башни, один - над стволом орудия. Три датчика дают суммарный круговой охват, информация об азимуте источника облучения выводится на небольшой дисплей, установленный рядом с рабочим местом командира. Фильтро-вентиляционная установка перенесена из кормы корпуса в кормовую нишу башни. Аккумуляторные батареи устанавливаются в надгусеничных нишах-спонсонах.

В МТО установлен форсированный до 1200 л.с. дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR. Увеличение мощности достигнуто в основном за счет использования турбонагнетателя новой конструкции и усовершенствованной системы охлаждения. В едином блоке с дизелем смонтирована трансмиссия израильской фирмы Ашот, аналогичная устанавливаемой на "Меркаве” Mk.2. Модернизирована ходовая часть танка - в качестве упругого элемента подвески опорных катков используются сдвоенные цилиндрические пружины. На первом и шестом узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков; на четырех средних узлах - гидравлические амортизаторы. Полный ход опорных катков - 604 мм - соизмерим с ходом опорных катков в случае применения наиболее современной гидропневматической подвески. Ширина траков гусеницы увеличена до 660 мм.

В результате множества улучшений значительно возросла стоимость танка. Так, один танк модели Мк.2 в ценах 1989 г. стоил 1,8 млн. долл., а Mk.3 - уже 2,3 млн. долл.

                                             "МЕРКАВА” МК.4 

В иностранной военной печати сообщается, что в настоящее время в Израиле ведутся работы по созданию танка "Меркава” Mk.4. Основные усилия направлены на повышение точности стрельбы из пушки и улучшение тактической мобильности боевой машины.

Категория: Танки | Добавил: nexusmen (17.06.2010)
Просмотров: 1293 | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz