...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Танки

Средний танк Т-54/Т-55

Средние танки серий Т-54 и Т-55 получили едва ли не наибольшую известность среди послевоенных советских боевых машин. Ни один другой отечественный танк не выпускался в столь огромных количествах и не принял участие в таком числе войн и конфликтов, оставаясь в строю более полувека.

Конструкция Т-54/55 ведет свое происхождение от серийных и экспериментальных средних танков периода Великой Отечественной войны - Т-34, Т-34М, Т-43, Т-34-85, Т-44. Основной предпосылкой к появлению Т-54 являлась обнаруженная в военное время необходимость вооружить основной танк орудием более крупного калибра, чем 85 мм (эксперименты с 85-мм пушками повышенной баллистики окончились безрезультатно). Уже летом 1944 г. ГБТУ выдало задание на выполнение проекта установки 100-мм орудия в танк Т-34. Прорабатывались варианты с пушками Д-10, ЗИС-100 и ЛБ-1 (с уменьшенным импульсом) - последний оказался наиболее удачным, но Т-34-100 в серию не пошел.
Не менее важную роль в рождении Т-54 сыграл проектировавшийся с зимы 1943 г. средний танк "Объект 136", или Т-44 (главный конструктор А. А. Морозов). Предполагавшийся в качестве переходной машины и временного решения (резкого увеличения боевых показателей по сравнению с Т-34-85 добиться не удалось), он, тем не менее, заложил основы для советских танков 1-го и 2-го поколений в таких узловых инженерных решениях, как поперечное размещение двигателя, торсионная подвеска, корпус с повышенным уровнем защиты и технологичности и т. д. Выпуск его был налажен к осени 1944 г., однако в боевых действиях ему участвовать не довелось (по некоторым сведениям, Т-44 все же прошел фронтовые испытания во время разгрома Квантунской Армии).
Итак, требования к перспективному среднему танку на послевоенное время являлись совершенно очевидными: использование базы Т-44 и главный калибр в виде 100-мм НП (для чего требовалось увеличить диаметр башенного погона). Работы над ним велись КБ завода N 183 под руководством Морозова, и к концу 1944 г. облик машины определился вполне отчетливо. На предприятии в Нижнем Тагиле началось строительство прототипа, обозначенного как "Объект 137".
Опытный образец, унаследовавший часть оборудования от Т-44, вышел на испытания в марте 1945 г. Ныне, по прошествии значительного срока, можно с уверенностью определить, что новый танк гораздо превосходил все свои аналоги в зарубежных странах, в т. ч. не вышедшие на тот момент из проектного этапа. По характеристикам "Объект 137" приближался к немецкому тяжелому "Тигру II", только весил в два раза меньше.
Спустя непродолжительное время, после необходимой доводки, танк был принят на вооружение под индексом Т-54. С 1949 г. он производился с модифицированной башней, с 1951 г. башня приобрела окончательную, впредь не изменявшуюся форму. В 1955-57 гг. было освоено производство моделей Т-54А и Т-54Б. С 1958 г. выпускалась новая версия Т-54 под названием Т-55, позднее - Т-55А. Перечисленные модели строились на всех основных заводах Союза, кроме ЛКЗ - ХЗТМ, ЧТЗ, УВЗ и ОЗТМ. Производство завершено в 1977 г.

От самого раннего Т-54 образца 1946 г. до Т-55А/АМ танк прошел длительный путь развития. Неизменными оставались лишь компоновка (традиционная, с поперечным размещением силовой установки) и корпус. По сравнению с Т-34 он отличался отсутствием надгусеничных ниш, наклона бортов и ослабленных зон в лобовом листе, но по-прежнему изготавливался сваркой из гомогенных катаных плит. Верхняя лобовая деталь корпуса первоначально готовилась из 120-мм брони с 60-градусным наклоном, но с 1951 г. танки производились с ВЛД с толщиной по нормали в 100 мм (приведенная толщина - 200 мм); к ней приваривались буксирные крюки, на ней крепился волноотбойный щиток. Ослабленную зону вокруг люка мехвода в ВЛД удалось устранить за счет смещения башни к центру танка и переноса люка на подбашенный лист; кроме того, в ВЛД по сравнению с Т-44 теперь отсутствовали смотровые щели. Бортовые плиты состояли из 80-мм стали.
Литая башня на первом прототипе "Объекта 137", а затем на Т-54 обр. 1946 г. по форме напоминала ИС-4 и ИС-6. Лобовая броня башни с переменным наклоном и подворотом достигала 180 мм, что превышало соответствующее значение у большинства тяжелых танков военных лет. Однако по всему периметру башни наличествовал заман на стыке башни и погона, что могло отрицательно сказываться на противоснарядной стойкости. Впрочем, башня Т-54 и в первоначальном виде отличалась большей равномерностью защиты в курсовых углах +-30 грд, чем у Т-34-85 или ИС-2. На Т-54 обр. 1949 г. ликвидировали передний заман, оставив башенную нишу. Наконец, начиная с Т-54 обр. 1951 г. башня выполнялась полусферической, благодаря чему увеличились внутренний объем и простота изготовления. Толщину лобовой брони увеличили до 203 мм (на отдельных участках проекции приведенная толщина заметно превышала это значение), бортовой - до 150. К литой основе башни приваривалась крыша из двух катаных бронелистов. В итоге, по уровню защиты башня Т-54/55 превосходила на 15-30% (в зависимости от модификации) башни современных ей танков 1-го поколения - американских М47 и М48 и британского "Центуриона".
Основным вооружением прототипа являлось нарезное 100-мм орудие ЛБ-1 с щелевым дульным тормозом, но первые серийные танки оснащались 100-мм пушкой Д-10Т с повышенной дульной энергией. Первый образец Д-10 для установки на БГМ был сконструирован в начале 1944 г. на основе морского зенитного орудия Д-10, этими пушками вооружались серийные ПТ САУ СУ-100. Нарезное орудие имело длину ствола в 53,5 калибра. В БК Т-54 (34 выстрела) и Т-55 (43 выстрела) входили следующие кинетические боеприпасы:
- БР-412Б (1944-45 г.) - калиберный бронебойный трассирующий снаряд с бронебойным наконечником; бронепробиваемость - 162 мм/500 м/0 грд, 142 мм/1500 м/0 грд;
- БР-412Д (конец 40-х) - калиберный бронебойный трассирующий снаряд с баллистическим колпачком и бронебойным наконечником, созданный с учетом немецкого опыта; б/п - 175 мм/500 м/0 грд, 152 мм/1500 м/0 грд (по другим данным - 200 и 170 соответственно (?));
- БР-412П (конец 40-х) - первый бронебойный подкалиберный снаряд, бронепробиваемость - более 200 мм/1 км; выпускался ограниченно;
- 3БМ-8 (рубеж 50-х - 60-х) - вольфрамовый неоперенный бронебойный подкалиберный снаряд с высокими для своего времени характеристиками; начальная скорость - 1415 м/с; б/п - 190-240 мм/2 км/0 грд (275-290 мм из других источников, но такие данные выглядят несоответствующими ТТХ Д-10Т и, возможно, получены для орудия Д-54Т);
- 3БМ-10 (60-е гг.) - стальной оперенный БПС с бронепробитием, ориентировочно, до 180 мм/2 км;
- 3БМ-20 (70-е гг.) - ОБПС, б/п до 240 мм/2 км;
- 3БМ-25 (80-е гг.) - ОБПС с вольфрамовым включением в стальной оболочке; б/п свыше 300 мм/1 км, 280 мм/2 км.
Кумулятивные снаряды к Д-10 пробивали более 300 мм на любой дистанции (в частности, 3БК-17 - 390 мм). Из-за наличия нарезки в канале ствола 100-мм КС комплектовались ведущим пояском, уменьшавшим вращение боеприпаса, отрицательно сказывавшееся на эффективности кумулятивной струи. В боекомплекте имелись и ОФС. Позднее, в 80-х, появились и ТУР.
Боевая скорострельность Д-10 - 5-7 в/мин. До модификации Т-54А орудие не имело стабилизации. С 1955 г. Д-10 (теперь обозначаемое как Д-10ТГ) оборудовалось стабилизатором в вертикальной плоскости СТП-1 "Горизонт", а также смещенным к дульному срезу эжектором для продувки ствола. Т-54Б уже имел двухплоскостную стабилизацию пушки (Д-10Т2С), обеспечиваемую СТП-2 "Циклон". С тех пор модель СТВ не изменялась, вплоть до Т-55М ("Циклон-М1" с повышенной точностью). Прицельные приспособления также постоянно совершенствовались: на Т-54 обр. 1946/49 гг. устанавливался телескопический прицел ТШ-20, начиная с 1951 г. - ТШ2-22 с переменным (3,5- и 7-кратным) увеличением; Т-55 имел прицел модели ТШ2Б-32П, а Т-55М - ТШ2Б-32ПВ с независимой вертикальной стабилизацией (горизонтальная стабилизация, как и прежде, была "привязана" к пушке). Кроме того, последние модификации Т-55 снабжались лазерным дальномером и баллистическим вычислителем БВ-55. Начиная с Т-54Б, танки получили подсветочные инфракрасные ПНВ (прожекторы Л-2 и ОУ-3), ночные прицелы и приборы наблюдения для всех членов экипажа.
Вспомогательное пулеметное вооружение Т-54/55 первоначально являлось очень многочисленным. Помимо непременного спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета (СГМТ), Т-54 обр. 1946 г. вооружался двумя аналогичными пулеметами в бронекоробах, не имевших угла наведения и управляемых дистанционно мехводом, а также 12,7-мм зенитным ДШК(М) на кольцевой турели люка КТ. С 1949 г. малоэффективные бортовые пулеметы изъяли, компенсировав их курсовым пулеметом в отделении управления. На Т-55 демонтировали зенитный пулемет, Т-55А лишился и курсового пулемета. Впрочем, на Т-55М ЗП вернули, но им стал уже не ДШКМ, а НСВТ.
Двигатель Т-54 стал продолжением линейки В-2: для серии Т-54 был разработан четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизель В-54 мощностью 520 л. с. с механической трансмиссией и планетарными механизмами поворота. Максимальная скорость хода по шоссе - 48-50 км/ч. Вплоть до замены карбюраторных двигателей на "Центурионе" и М48 Т-54 серьезно превосходил своих врагов по пожаробезопасности и запасу хода (330 км), отчасти и по подвижности. Т-55 приводился в движение форсированным до 580 л. с. дизелем В-55 (скорость, впрочем, возросла минимально); за счет перекомпоновки внутренних агрегатов и высвобождения дополнительного заброневого объема под топливные резервуары запас хода по шоссе увеличился до 500 км.
Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами (на первых Т-54 - аналогичных Т-34-85 обр. 1944 г. выпуска завода N 183: с перфорацией и внутренними ребрами жесткости; на Т-55 и позднее на многих модернизированных Т-54 - облегченного типа, цельнолитых из алюминиевого сплава, с пятью ребрами жесткости) на торсионной подвеске (первый и последний узлы ходовой для снижения угловых нагрузок имели гидроамортизаторы); поддерживающие ролики отсутствовали. Траки первых Т-54 с шириной 500 мм и усиленными грунтозацепами образовывали 90-звенную гусеничную цепь; с 1951 г. танки снабжались более привычной расширенной до 580 мм гусеничной лентой; в 1965 г. введены штампованные траки с РМШ, унифицированные с Т-72, которыми комплектуются модернизированные танки.
Т-54Б впервые получил оборудование подводного хода, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м (позднее - до 1 км) после предварительной подготовки. В дальнейшем ОПВТ стало неотъемлемой оснасткой всех советских танков. Т-55 отличались от предыдущей серии и наличием противоатомной защиты, усиленной на Т-55А.

Танки серий Т-54 и Т-55 изначально представляли из себя перспективную базу для создания боевых и вспомогательных машин. Ниже перечислена лишь небольшая часть из них.
СУ-122-54 ("Объект 600") - полностью бронированная противотанковая самоходная установка, спроектированная в 1949 г. с учетом опыта работ над СУ-85 и СУ-100 и концептуально схожая с ними. Принята на вооружение в 1954 г., выпущено 77 машин до 1957 г. В бронерубке переднего расположения (уровень бронирования уступает Т-54 из-за уменьшенного до 51 грд наклона брони - приведенная толщина равна 162 мм) установлена 122-мм нарезная пушка Д-49 с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность в 3-4 в/мин. Орудие имело ограниченные углы горизонтального наведения (16 градусов влево и вправо), в СУО входили панорамный и телескопический прицелы, а также оптический дальномер. Вспомогательное вооружение - два 14,5-мм пулемета КПВТ. Моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть остались нетронутыми. Данная САУ являлась очень мощной по стандартам Второй Мировой, но к середине 50-х не представляла из себя ничего выдающегося, хотя 122-мм орудие при стрельбе кумулятивными снарядами могло успешно бороться с большинством западных танков. К тому же, сама концепция ПТ САУ с казематной установкой орудия в значительной мере отжила себя. Этим и объясняются мизерные масштабы производства и довольно быстрое (1974 г.) снятие СУ-122-54 с вооружения Советской Армии. В то же время, на этой САУ впервые была опробована эжекционная продувка ствола.
ЗСУ-57-2 ("Объект 500") - бронированная зенитная самоходная установка; производилась с 1955 г. На корпусе Т-54 с умешьшенным до 4 с каждого борта узлов подвески и значительно более тонкой броней устанавливалась полноповоротная, открытая сверху сварная башня с основным вооружением - двумя 57-мм автоматическими орудиями С-60 (спаренная их установка обозначалась как С-68) с длиной ствола 76,5 калибра, снабженными дульным тормозом. БК ЗСУ-57 составлял 300 бронебойных трассирующих и осколочно-фугасных снарядов в обоймах, заряжаемых вручную. Машина представляла из себя чрезвычайно малоэффективную систему ПВО (впрочем, ее американский эквивалент М42 не заслуживал более высоких оценок): низкая скорострельность, примитивная система управления оружием, отсутствие РЛС превращали ее скорее в боевую машину огневой поддержки, способную результативно действовать только по наземным целям.
ТО-54 ("Объект 481") - огнеметный танк, на котором спаренный пулемет был заменен на огнеметную установку АТО-1. Запаса огнесмеси в 460 л хватало на 20 огнеметных выстрелов. По сравнению с базовым танком боеукладка Д-10Т уменьшена до 19 выстрелов.
ТО-55 ("Объект 482") - усовершенствованный вариант ТО-54 на основе Т-55. Установлен огнемет АТО-200.
БТС-2 - бронированный тягач с демонтированной башней и дополнительным оборудованием. Долгое время являлся основной БРЭМ в СА.
Кроме того, серийно выпускались танки-мостоукладчики МТУ-1 и МТУ-20, самоходный кран СПК-12Г, артиллерийский тягач АТ-Т и ряд других машин.

Прежде чем приступить к рассказу о боевом пути Т-54/55, необходимо сопоставить этот танк с его главными соперниками - М48 "Паттон" и "Центурионом". И в отечественной, и отчасти в зарубежной (в частности, в трудах С. Залоги) литературе господствует мнение об однозначном превосходстве советского танка над американской и британской машиной, однако, судя по всему, этот тезис нуждается в коррекции и внесении ряда оговорок.
Действительно, в конце 40-х ни один из сопоставимых по назначению танков массой 40-50 т не мог сравниться с Т-54 обр. 1946/49 гг. "Центурионы" ранних выпусков и тем более американские М26/46 серьезно отставали от Т-54 по бронезащите, могуществу КС и ОФС, пожаробезопасности, запасу хода и, разумеется, дешевизне и надежности. Советский танк, кроме того, имел отличный баллистический профиль, малую площадь проекции, хорошую подвижность, а стабилизаторы основного вооружения и ПНВ появились на нем немного раньше, чем на танках НАТО.
В начале 50-х американцы смогли отчасти выправить положение, запустив в серию М48 - с неплохим уровнем защиты и 90-мм пушкой, для которой со временем появились достаточно мощные БПС М304 (способные пробить броню Т-54 примерно с 700 м). Англичане, в свою очередь, усиливали броню своих "Центурионов", в результате чего защита корпуса начиная с модели Мк.9 превзошла Т-54. Постепенно шла и замена бензиновых двигателей на дизельные. Танки НАТО изначально могли быть отмеченными как более комфортные для экипажа, а американские М46, М47, М48 к тому же имели довольно совершенную ходовую часть. Однако добиться паритета этими мерами не удалось - в Союзе уже выпускался Т-54Б, и на стадии прототипов находились "Объект 139", "Объект 140" (о которых рассказано ниже) и "Объект 155" (будущий Т-55).
...Но все изменилось с появлением у потенциального противника 105-мм нарезного орудия L7. Первый же английский БПС L28 имел бронепробиваемость в 210 мм на 2 км - т. е., практически гарантированно поражал Т-54/55. И хотя американцы не перевооружали современника Т-54/55 - М48 - этой пушкой до начала 70-х, уже в 1959 г. началось производство "Центурионов" Мк.10 с L7. А со стороны советского танкопрома так и не последовало адекватного ответа - ни "Объект 140", ни даже Т-54М не были приняты на вооружение, танки продолжали строиться со стремительно устаревающей Д-10Т2С, мощные БПС 3БМ-8 никогда не выпускались в должном количестве, а вскоре советским КБ пришлось экстренно разрабатывать танк на основе Т-55 под 115-мм ГСП У-5ТС, результатом чего стал малоудачный Т-62. Поэтому, начиная с рубежа 50-х - 60-х, уже сложно говорить о превосходстве боевых характеристик советских танков 1-го поколения над западными (ситуация с вооружением усугублялась еще и не слишком развитой СУО - в частности, на М48А2 появился стереоскопический дальномер, а позднее - и лазерный, в то время как на Т-55 такое оборудование устанавливали только в 80-е). В то же время, такие немаловажные показатели, как цена и эксплуатационные требования, продолжали оставаться выгодным отличием танков "Т". И огромное количество Т-54/55 вполне могло возобладать над качеством "Центурионов" и М48.
В любом случае, советским танкам так и не суждено было свершить главную возложенную на них задачу - поход до Атлантики против НАТО, а реальный их боевой путь оказался очень непростым. Крещение огнем Т-54 получили во время кризиса в Венгрии 1956 г., к тому же времени относятся и первые их боевые потери (в основном от огня 85- и 100-мм орудий, бутылок с зажигательной смесью и т. п.). В том же году состоялся Суэцкий конфликт, но данных об участии египетских Т-54А в боевых действиях нет. В дальнейшем Т-54 и Т-55 активно применялись в арабо-израильских войнах с противоречивыми результатами. Отдельные эпизоды с удачными боевыми действиями этих танков (в частности, бои сирийских Т-54 против израильских "Центурионов" на Голанских высотах в 1967 г., в результате которых потери АОИ в танках превысили сирийские в два раза) контрастировали с катастрофическими поражениями, из которых наиболее известен разгром египетской армии на Синае. Малоуспешным оказалось и участие Т-54/55 в Войне Судного Дня 1973 г., и в войне 1982 г. Такие результаты обусловлены целым комплексом причин, основными из которых признаны многочисленные стратегические и тактические ошибки арабского командования, господство израильской авиации в воздухе, значительно более высокий уровень подготовки и боевой дух танкистов АОИ. С технической же стороны, вполне ясно, что Т-54Б/Т-55 сами по себе превосходили М48А2 и ненамного уступали "Центурионам" с 105-мм НП. В то же время, достоверно известно, что арабские "Т" не комплектовались современными противотанковыми боеприпасами: кумулятивных снарядов было мало, БПС уровня 3БМ-8 не поставлялись вовсе, а калиберные 100-мм БТС позволяли поражать израильские боевые машины в лучшем случае с километровой дистанции. Поэтому те Т-54/55, что имели арабы в своем распоряжении, при системном сравнении в качестве противотанкового средства ничем выгодно не отличались от М48 и безусловно проигрывали "Центурионам". И тем не менее, сами израильтяне довольно высоко оценивали советские боевые машины, о чем говорят следующие факты: против арабских частей, вооруженных Т-54/55, как правило, выдвигались соединения на более мощных "Центурионах"; а многочисленные захваченные "Т" были модифицированы (с установкой НП L7, дымовых гранатометов, заменой силовой установки и другими усовершенствованиями) и приняты на вооружение под именем "Тиран".
Другим крупным конфликтом с участием Т-54/55 стали индо-пакистанские войны, в которых, наряду с произведенными в СССР машинами у индийцев, участвовали их китайские копии "Тип 59" с пакистанской стороны. В 1965 г. они действовали особенно успешно, хотя главную роль в той войне сыграли "Центурионы". "Паттоны", напротив, применялись чрезвычайно неудачно.
В 1971-75 гг. Т-54 шли в бой в составе северовьетнамской армии. Данные о характере их участия в сражениях крайне противоречивы, однако противостоять М48 они были в состоянии. В 1979 г., в ходе "тридцатидневной войны", вьетнамские Т-54 отражали китайское наступление, в ходе которого им пришлось столкнуться с "Тип 59".
Широко Т-54/55 (модификации Т-54-49, Т-54-51, Т-54А, Т-54Б, Т-55А, позднее - Т-55АМ и др.) использовались в Афганистане, вполне отвечая условиям этой войны (возможно, даже в большей степени, чем Т-62). Вместе с тем, стала очевидной уязвимость танка для РПГ, поэтому с 1983 г. в состав Ограниченного контингента поступали модернизированные Т-55АМ, Т-55М, Т-55М1 с усиленным бронированием лба и противоминной защитой.
Т-54/55 отметились и во множестве других локальных войн, в т. ч. в Югославской гражданской войне, конфликте в Нагорном Карабахе, первой чеченской кампании и т. д.

К сожалению, очень трудно дать объективную оценку танкам Т-54 и Т-55, о которых на сей дей высказано так много. Вместе с тем, суждения о них часто смыкаются с клише ("сверхнадежный", "самый защищенный", "нестареющий" - далеко не самые лестные эпитеты, встречаемые в отечественной литературе). Не подвергая сомнению выдающиеся характеристики танка, хочется указать на следующее.
Во-первых, Т-54/55 и в 50-х гг. имел не совсем подавляющее превосходство в над "Паттонами" и "Центурионами". О различии в силовых установках, ходовой части, системе управления огнем уже было сказано, но традиционно указываемое в виде главного преимущества более мощное бронирование на деле может считаться сопоставимым: так, толщина лба башни М48 - 180 мм, "Центуриона" - 152 мм и более, а броня корпуса всех М48 и поздних "Центурионов" была даже несколько сильнее, чем у "Т".
Во-вторых, с появлением 105-мм нарезного орудия на вооружении НАТО советские танки 1-го поколения оказались в невыгодном положении, став весьма уязвимыми. Меры по усилению противоснарядной и противокумулятивной защиты смогли быть осуществлены только в середине 80-х, когда время Т-54 уже прошло безвозвратно, и из войск первой линии они исчезли.
В-третьих, следует обратить внимание на тот факт, что к 1958 г. советский танкопром подготовил две гораздо более рациональные контрмеры на НП L7, чем Т-55 (или, возможно, даже чем Т-62). Первый из них - созданный в 1954 г. танк Т-54М ("Объект 139"). Главным его отличием (помимо изменений в МТО и ходовой) стала установка 100-мм нарезного орудия Д-54Т, близкого по ТТХ к L7. Дульная энергия этой пушки превышала соответствующее значение у Д-10Т2С на 20% (по другим данным, на 30). Затем, Т-54М обладал увеличенным до 50 выстрелов боекомплектом. Второй ответ - еще более впечатляющий средний танк "Объект 140", сконструированный УКБТМ под руководством Л. Н. Карцева в 1957 г. Он также вооружался полностью стабилизированной Д-54, отличался переработанным корпусом с измененной конфигурацией ВЛД и гнутыми бортовыми листами, новой башней с усиленной защитой, ходовой частью по типу будущего Т-72, 12-цилиндровым дизелем В-36 наклонного размещения, гидромеханической трансмиссией, баками-стеллажами. Но, увы, ни один из этих танков не поступил в войска.
В-четвертых, явной ошибкой представляется выпуск Т-55А в Омске до 1977 г. Произведенные за это время танки шли не только союзным государствам, но и в Советскую Армию, хотя в конце 60-х уже следовало перейти к изготовлению ОБТ 3-го поколения - Т-64 или Т-72. Однако в итоге объем производства Т-54/55, как в СССР, так и за его пределами, достиг невообразимых величин - порядка 100 000 единиц (из них около 20 000 - Т-54, до 50 000 - Т-55, более 10 000 - "Тип 59"). В таких количествах дотоле не выпускался ни один танк.
В 80-х гг. несколько тысяч советских Т-54 и Т-55 прошли глубокую модернизацию, направленную на усиление бронирования (резиновые бортовые экраны, металлополимерный модуль из прослоенного сталью полиуретана для защиты ВЛД и дополнительные блоки с аналогичной структурой для башни (получившие в войсках за характерный внешний вид прозвище "брови Ильича") обеспечили прирост защиты от БПС на 120 мм, от КС - на 200-250 мм), совершенствование приборов наблюдения и прицеливания (СУО "Волна" - стабилизированный прицел наводчика, лазерный дальномер, баллистический вычислитель и т. д.), повышение огневой мощи (комплекс управляемого вооружения 9К116 "Бастион" - 5 ТУР 9М117 с бронепробитием до 500 мм стали; термоизоляционный кожух для ствола орудия). Часть танков не комплектовалась дорогостоящим "Бастионом". Модель Т-55АМ/М без пассивных бронемодулей, но с навесной динамической защитой 4С20 "Контакт" (увеличение противокумулятивной защиты от моноблочных КС на 400 мм и более) обозначается как Т-55АМВ/МВ.
Множество проектов модернизации Т-54/55 предлагается и в настоящее время. Так, словенский Т-55, прошедший усовершествование по программе М-55S1, перевооружен 105-мм нарезной пушкой (разновидность L7), оснащен новой СУО с атмосферными датчиками, более совершенными по сравнению с базовыми приборами наблюдения и прицеливания, тепловизором; лоб корпуса и башни прикрыт навесной динамической защитой, представляющей из себя производное от израильской ДЗ "Блэйзер"; заменена моторно-трансмиссионная группа.
Но, безусловно, самые продвинутые варианты модернизации предлагают бывшие производители Т-54/55 - украинское ХКБМ и российский ОЗТМ. Так, харьковский Т-55АГМ по комплексу боевых свойств приближается к ОБТ 3-го поколения: усилена защита (как за счет пассивной брони, так и при помощи ВДЗ "Нож"), установлена 125-мм ГСП - копия 2А46М, двигателем стал двухтактный дизель серии 6ТД, в СУО по желанию заказчика могут включаться панорамный прибор наблюдения, тепловизор 3-го поколения, современный БВ и т. п. Однако омский проект еще более радикален. Фактически, от исходного танка остается лишь корпус, к которому пристыковывается дополнительный лобовой модуль, выполняющий защитную и несущую (дополнительный узел ходовой и ведущее колесо) функции; ходовая часть стандартизирована с Т-80; танк оборудуется современным дизелем либо ГТД. На корпус ставится унифицированная сварная башня с полукруговым противоснарядным бронированием и АЗ в транспорно-заряжающем модуле (по образцу опытного ОБТ 4-го поколения "Объект 640"). По уровню защиты башня превосходит все современные ОБТ и приближается к перспективным танкам ближайшего будущего. Допустима установка любого орудия калибром до 130 мм. Опциональны КАЗ, СОЭП и ВДЗ типа "Реликт". Однако многие эксперты ставят под сомнение целесообразность подобных модернизаций: по стоимости она приближается к постройке нового танка, по характеристикам и ресурсу эксплуатации может ему уступать. Вероятно, что в условиях нынешнего дефицита средств более целерациональными будут финансовые вложения в программу ОБТ 4-го поколения.
А тем временем, бесчисленные Т-54 и Т-55 продолжают нести службу в армии РФ и многих иных государств, им наверняка найдется место в будущих конфликтах. Все же, следует признать, что эти танки уже не отвечают современным требованиям, а меры по их капитальной модернизации, по названным выше причинам, едва ли продвинутся далеко. И конец службы "Т", судя по всему, не за горами. Но, так или иначе, а Т-54 и Т-55 навсегда останутся на страницах истории военного дела - как самые массовые танки ХХ века, как символ таланта отечественной конструкторской мысли и как зримое воплощение былой непобедимости советских танковых армий.
Категория: Танки | Добавил: nexusmen (17.06.2010)
Просмотров: 5490 | Рейтинг: 2.0/4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz