МОДИФИКАЦИИ: • 956 – базовый серийный проект (1980 г.) • 956-А – серийный проект с новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (1991 г.) • 956-Э – экспортный серийный проект для ВМС НОАК (1999 г.) • 956-У – проект с улучшенным вооружением (недостроен)
• 956-ЭМ – модернизированный проект для ВМС НОАК с новым составом вооружения (2005 г.)
Корабли проекта 956 ознаменовали собой возрождение класса эскадренных миноносцев после 20-летнего перерыва. Это единственные за всю историю отечественного флота эсминцы официально причисленные к кораблям 1 ранга. При подготовке тактико-технического задания, выданного в 1970 году, проект первоначально задумывался как ракетно-артиллерийский корабль водоизмещением около 5000 тонн для обеспечения высадки десанта, но потом его сделали более универсальным по назначению чтобы корабль мог действовать не только в составе ордера, но и самостоятельно. Специально для пр.956 начали разработку 130-мм артустановки. Проектирование осуществлялось с 1971 г. в Ленинграде коллективом профессора В.Юхина в Северном ПКБ, главный конструктор И.И.Рубис, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем – кап. 2 ранга В.Г.Басов. По конструкции корпуса корабль имеет полубачную архитектуру с симметричным размещением артиллерии и ЗРК. Имея мощное ударное вооружение, эсминец пр.956 был оснащен средствами ПЛО, обеспечивающими лишь защиту от подводных лодок. Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей. Корабль УРО и ПВО — пр.956, и специализированный корабль ПЛО, создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.
Корабль вооружили новейшим противокорабельным комплексом «Москит» с двумя четырехконтейнерными ПУ вместо первоначально предлагавшихся ПКР П-15. Активно-пассивная система управления ракетами «Минерал» расположена в обтекателе на крыше носовой надстройки. 130-мм универсальные артустановки главного калибра АК-130 предназначены для уничтожения морских, воздушных и береговых целей, для управления ими служит станция МР-184. Одно из новшеств – оптико-локационная станция, находящаяся в носовой части между мостиком и ПУ ЗРК, и совмещающая в себе лазерный дальномер и локатор для управления стрельбой артиллерии и целеуказания. ПВО помимо двух спаренных 130-мм универсальных скорострельных артустановок и двух батарей 30-мм шестиствольных комплексов АК-630 было значительно усилено за счет ЗРК коллективной звщиты М-22 «Ураган» с двумя однобалочными пусковыми установками и многоканальной системой наведения, состоящей из шести антенных постов. Ангар для временного базирования противолодочного вертолёта Ка-27, размещенный за грот-мачтой значительно выше главной палубы, из-за дефицита свободного пространства был сделан раздвижным. Противолодочное вооружение ЭМ состоит из двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов и двух 6-ствольных реактивных бомбометов РБУ-1000 (выполняют также функцию противоторпедной защиты). Относительно небольшая ГАС «Платина-С» расположена в носовом бульбе, имеется также специальная станция МГ-7 для обнаружения подводных диверсантов. На фок-мачте расположены РЛС общего обнаружения «Фрегат-М» и другие радиотехнические средства. Грот-мачта ажурная и использована, в основном, для размещения средств связи и РЭБ. Эсминцы пр.956 являются единственными в мире кораблями 3-го поколения с котлотурбинной установкой (первоначально в проекте рассматривалась ГТУ). Котлотурбинная энергетическая установка корабля позволяет развивать высокую скорость – свыше 30 узлов. Высоконапорные паровые котлы имеют меньшую удельную массу (по сравнению с предыдущими моделями) и увеличенный КПД при полной нагрузке. Однако впоследствии выявились и недостатки: снижение КПД при малых и средних нагрузках и низкий ресурс, а также сложная эксплуатация, требующая высокой квалификации. Ограничения в финансировании оборонного ведомства в 1990-х гг. привели к тому, что часть кораблей, нуждавшихся именно в ремонте ГЭУ были выведены из состава флота. Для обеспечения электроэнергией ЭМ имеет два турбо- и четыре дизель-генератора.
Модификации. На 4-м и 5-м кораблях установлена РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2» с фазированной антенной решеткой, введены также другие незначительные усовершенствования. Начиная с 6 корабля устанавливается новая РЛС МР-750 «Фрегат-МА». Начиная с 14 корпуса эсминцы оснащались новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (пр.956-А). После подписания контракта с Китаем в 1997 г. два корпуса (з/н 878 и 879) были достроены по экспортному проекту 956-Э, рарзаботанному в Северном ПКБ специально для ВМС НОАК. Они отличаются в основном экспортным исполнением систем вооружения: ПКРК «Москит-Э», ЗРК «Штиль», РЛС «Фрегат-М2ЭМ» и др. Оба корабля вошли в состав ВМС НОАК в 1999 и 2000 годах. Последний корабль (з/н 880) строился по проекту 956-У с улучшенным вооружением (ПКРК «Москит-М» с увеличенной дальностью стрельбы), но его строительство было прекращено в начале 1990-х гг. Испытания противокорабельной ракеты «Москит-М» в июле 2004 г. были проведены на ЭМ «Бесстрашный» (ныне «Адмирал Ушаков»). В 2002 году Россия заключила новый договор с Китаем на поставку еще двух эскадренных миноносцев. Но на этот раз был разработан значительно усовершенствованный проект получивший обозначение 956-ЭМ. На нем был изменен состав вооружения (ПКРК «Москит-МЭ», ЗРАК «Каштан» и др.), несколько перекомпонована архитектура надстройки. Два корабля были заложены на стапелях ОАО «ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге в 2002 году. Программа строительства. 19 кораблей строились на ленинградском судостроительном заводе №190 имени А.А.Жданова («Северная верфь») с 1976 года. В настоящее время в Санкт-Петербурге на том же ССЗ находился недостроенным еще один (20-й) корпус. Кроме того, завод располагал корпусными секциями не заложенных на степеле еще двух кораблей, но в 1994 г. они были исключены из планов строительства, а затем попали под утилизацию. Эсминец «Внушительный» был заложен на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве, но вскоре он был снят со строительства и в 1987 г. превращен в плавсклад при заводе. Два корпуса (18-й «Екатеринбург» и 19-й «Александр Невский») после долгого простоя были достроены по экспортному проекту 956-Э для китайских ВМС. Контракт на продажу был подписан 19 ноября 1997 г., а в 1999 г. первый корабль уже был сдан комиссии и вошел в состав ВМС НОАК. Второй корабль прошел приемосдаточные испытания в 2000 г. и также вошел в состав ВМС НОАК (оба – в Восточный флот). При этом эсминцы совершили беспрецедентный переход через 13 морей и 3 океана без каких-либо отказов техники. В течение последующих лет рассматривался вопрос о постройке Китаю ещё двух таких кораблей и в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики на постройку новых эсминцев пр.956-ЭМ. Корабли были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». По предварительным оценкам новые корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 г. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Статус на 2005 г. В составе Российского флота находится 11 кораблей этого проекта, в том числе 5 в КСФ, 2 в ДКБФ и 4 в КТОФ. Выведенные из состава флота эсминцы могли бы продолжать службу, но из-за отсутствия финансирования плановый ремонт, как правило, не проводился и материальная часть кораблей быстро выходила из строя.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ( • – корабли, находящиеся в строю) «СОВРЕМЕННЫЙ»: [з/н 861]. Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 3.3.1976 г. на ССЗ №190 («Северная верфь»); спущен на воду 18.11.1978 г.; введён в строй 25.12.1980 г.; вошел в состав КСФ 24.1.1981 г.; 6.12.1989 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но из-за нехватки финансирования простоял без ремонта почти 10 лет и в ноябре 1998 г. выведен из состава флота и расформирован. «ОТЧАЯННЫЙ»: [з/н 862]. Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 4.3.1977 г. на ССЗ №190; спущен на воду 29.3.1980 г.; введен в строй 30.9.1982 г.; вошел в состав КСФ 24.11.1982 г.; 2-6.05.1985 г. нанес визит в Алжир; 26.6.1992 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но позднее был выведен в резерв, а впоследствии – из состава флота.
«ОТЛИЧНЫЙ»: [з/н 863]. Зачислен в списки ВМФ 14.4.1976 г.; заложен 22.4.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 21.3.1981 г.; введен в строй 30.9.1983 г.; вошел в состав КСФ 15.12.1983 г.; 28.12.1984-2.01.1985 гг. нанес визит в Гавану (Куба), 21-25.07.1989 г. – в Норфолк (США); в конце 1990-х гг. выведен из состава флота.
«ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ»: [з/н 864]. Зачислен в списки ВМФ 14.4.1974 г.; заложен 27.10.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 24.4.1982 г.; введен в строй 30.9.1984 г.; вошел в состав КТОФ 7.12.1984 г.; в 1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам); в 1990-х гг. поставлен в отстой, но ремонта не дождался и впоследствии был выведен из состава флота и расформирован; разделан на металл.
• «БЕЗУПРЕЧНЫЙ»: [з/н 865]. Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен в 1980 г. на ССЗ №190; спущен на воду в августе 1983 г.; введен в строй 6.11.1985 г.; вошел в состав КСФ 7.1.1986 г.; 2-5.06.1984 г. нанес визит в Триполи (Ливия), 9-13.07.1990 г. – в Портсмут (Великобритания), 20-24.02.1991 г. – в Александрию (Египет); 3.11.1993 г. поставлен на капремонт в Пала-Губе на ССЗ №190.
• «БОЕВОЙ»: [з/н 866]. Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен 26.3.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.8.1984 г.; введен в строй 28.9.1986 г.; вошел в состав КТОФ 5.11.1986 г.; 18-23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен), 12-16.05.1988 г. – в Вонсан (Северная Корея), 31.07-4.08.1990 г. – в Сан-Диего (США); 25.11.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.
«СТОЙКИЙ»: [з/н 867]. Зачислен в списки ВМФ 1.8.1981 г.; заложен 28.9.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 27.7.1985 г.; введен в строй 31.12.1986 г.; вошел в состав КТОФ 24.2.1987 г.; 22.10.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, но из-за отсутсвия финансирования отправлен в отстой; в начале апреля 1999 г. затонул и впоследствии был расформирован, списан и разделан на металл.
«ОКРЫЛЁННЫЙ»: [з/н 868]. Зачислен в списки ВМФ 5.11.1982 г.; заложен 16.4.1983 г. на ССЗ №190; спущен на воду 31.5.1986 г.; введен в строй 30.12.1987 г.; вошел в состав КСФ 19.2.1988 г.; в конце 1990-х поставлен в отстой.
• «БУРНЫЙ»: [з/н 869]. Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен в 1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду в феврале 1987 г.; введен в строй 30.9.1988 г.; вошел в состав КТОФ 9.11.1988 г.
• «ВЕДУЩИЙ»: [з/н 870]; с 18.8.1988 г. «ГРЕМЯЩИЙ». Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 23.11.1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.5.1987 г.; введен в строй 30.12.1988 г.; вошел в состав КСФ 1.5.1989 г.; 25.06-1.07.1990 г. нанес визит в Гавану (Куба); 25.05-1.06.1993 г. принял участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику». С 18.08.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ пр.7 СФ и БПК пр.57-А КСФ.
• «БЫСТРЫЙ»: [з/н 871]. Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 29.10.1985 г. на ССЗ №190; спущен на воду 28.11.1987 г.; введен в строй 30.9.1989 г.; вошел в состав КТОФ 31.10.1989 г.; 5-8.06.1990 г. нанес визит в Киль (ФРГ), 23-30.08.1993 г. – в Циндао (Китай), 31.08-4.09.1993 г. – в Пусан (Республика Корея).
• «РАСТОРОПНЫЙ»: [з/н 872]. Зачислен в списки ВМФ 21.3.1985 г.; заложен 15.8.1986 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.6.1988 г.; введен в строй 30.12.1989 г.; вошел в состав КСФ 28.2.1990 г.; 11-15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).
• «БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ»: [з/н 873]. Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в марте 1989 г.; введен в строй 28.11.1990 г.; вошел в состав КТОФ 29.12.1990 г.; 15-19.06.1991 г. нанес визит в Антверпен (Бельгия).
• «БЕЗУДЕРЖНЫЙ»: [з/н 874]. Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 25.6.1991 г.; вошел в состав КСФ 11.7.1991 г.; 26-31.05.1993 г. принял участие в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику».
• «БЕСПОКОЙНЫЙ»: [з/н 875]. Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 28.12.1991 г.; вошел в состав ДКБФ 11.2.1992 г.
• «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»: [з/н 876]; с 15.2.1992 г. «НАСТОЙЧИВЫЙ». Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен в 1989 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1991 г.; введен в строй 30.12.1992 г.; вошел в состав ДКБФ 5.2.1993 г.; 19-26.06.1993 г. нанес визит в Киль и 28.06-2.07.1993 г. – в Вильгемсхафен (ФРГ).
• «БЕССТРАШНЫЙ»: [з/н 877]; с лета 2004 г. «АДМИРАЛ УШАКОВ». Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен 6.05.1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 28.12.1991 г.; введен в строй 30.12.1993 г.; вошел в состав КСФ 21.1.1994 г. и 17.04.1994 поднял Андреевский флаг; 16.08.1994 г. совершил межфлотский переход с Балтики на КСФ; с 5.05.1995 г. по 10.05.1995 г. посетил с официальным визитом Осло (Норвегия); с 21.12.1995 г. по 03.04.1996 г. нес Боевую службу в Средиземном море; 29.01.1996 г. деловой заход в Тартус (Сирия); 17.02.1996 г. официальный визит в Ла-Валетта (Мальта); в октябре 1997 г. официальный визит в Портсмут (Великобритания); с 06.2000 г. по 07.2003 г. проходил ремонт на ФГУП МП «Звездочка» в Североморске; с сентября по октябрь 2004 г. – Боевая служба в Северо-восточной Атлантике.
«ВНУШИТЕЛЬНЫЙ»: [з/н 2211]. Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен 30.8.1983 г. на ССЗ №200, но вскоре снят со строительства; спущен на воду 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе; впоследствии разделан на металл.
• «ВАЖНЫЙ»: [з/н 878]; позднее - «ЕКАТЕРИНБУРГ». Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.04.1991 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 1999 г. и передан КНР, где получил название «ХАНЬЧЖОУ» (б/н 136) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.
• «ВДУМЧИВЫЙ»: [з/н 879]; с 30.8.1995 г. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 1992 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 2000 г. и передан КНР, где получил название «ФУЧЖОУ» (б/н 137) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.
[20-й корпус]: [з/н 880]. Заложен в 1992 г. на ССЗ №190; постройка была приостановлена при технической готовности 20%.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Водоизмещение, тонн • стандартное 6 500 • полное 7 940
Основные размерения, м • длина наибольшая (по КВЛ) 156,37 (145) • ширина наибольшая (по КВЛ) 17,19 (16,8) • осадка наибольшая (средняя) 7,79 (5,96)
Главная энергетическая установка: котлотурбинная • 4 паровых котлаКВН-98/64-11, 2 паровых турбины суммарная мощность, л.с. (кВт) 99 500 (73 100) • дизель-генераторы, мощность, (кВт) 4 Х 600 • турбогенераторы, мощность, (кВт) 2 Х 1250
2 вала; 2 гребных винта; 2 подруливающих устройства - Скорость хода, уз: • наибольшая 33,4 • экономическая 18,4
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2400 (32) 4500 (18,4) Автономность, сут. 30 Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 344 (31) ВООРУЖЕНИЕ Ударное ракетное: • ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» 2 Х 4 ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») 8
Зенитное ракетное: • ПУ МС-196 ЗРК М-22 «Ураган» 2 Х 1 ЗУР 9М38М (SA-N-7 «Gadfly») 48
Артиллерийское: • 130-мм АУ АК-130 2 Х 2 • 30-мм ЗАК АК-630 4 Х 6
Торпедное: • 533-мм ТА ДТА-53 2 Х 2
Противолодочное: • РБУ-1000 «Смерч-3» 2 Х 6 РГБ-10 48
Минное: • может нести мины вперегруз на верхней палубе до 40
Авиационное: • вертолет Ка-27 («Helix-A») 1 1
|