История бронетанковой техники Италии началась в последние годы Первой Мировой войны, вскоре после образования танковых войск у других европейских стран-участниц конфликта, но, несмотря на это, эволюция итальянской БТТ шла со значительным отставанием. Типичными являлись конструкционные заимствования, отсутствие оригинальных технологических решений. В 20-х гг. работы над созданием образцов боевой техники национального производства практически остановились.
В фашистской Италии 1930-40-х гг. они вновь получили развитие, однако столкнулись с разнообразными трудностями, главным образом финансового и технического плана. Италия вступила во Вторую Мировую войну, не располагая бронетанковыми силами, соответствующими требованиям времени, и до 1944 г. ее военные предприятия не смогли противопоставить армиям антигитлеровской коалиции современную технику. В послевоенный период истории итальянских вооруженных сил условно выделяются три этапа. Условия мира 1945 г. запрещали производство собственной военной техники, однако Италия являлась постоянным членом НАТО, находясь в зависимости от иностранных производителей. На первом этапе - до середины 60-х гг. - в СВ еще не сложились полноценные механизированные и танковые части. По американской программе взаимопомощи в 50-х гг. Италия получила несколько сот средних танков М47 "Пэттон II" (ныне сняты с вооружения). На втором этапе - до 80-х гг. - возрастает объем закупок вооружения и военной техники за рубежом, причем приобретаются вполне современные образцы. Военная промышленность восстанавливается, и значительная часть техники (2/3 и более) выпускается по лицензии. Войска получили около 300 американских ОБТ М60А1 и 920 западногерманских "Леопард-1", а также БТР М113 и LVTP-7. В этот же период предпринимаются попытки разработки собственных образцов БТТ, пока - в основном лишь на уровне технологических копий с некоторыми изменениями и улучшениями. На базе М113 производился БТР VCC-1 "Камиллино", которым оснащались мотопехотные части, а "Леопард-1А3" послужил основой для создания фирмами "ОТО Мелара" и "Фиат - Ивеко" первого послевоенного танка Италии OF-40 "Лайен", не поступивший в СВ, но в ограниченных количествах проданных за рубеж, в ОАЭ. Самостоятельно были созданы БКМ "6614" и "6616". В настоящее время практически реализована программа по переоснащению СВ Италии новой техникой национальной разработки. Семейство боевых машин 80-90-х гг. включало в себя ОБТ С-1 "Ариэте", БМП VCC-80 "Дардо", тяжелый артиллерийский бронеавтомобиль В-1 "Центауро" и колесный БТР "Пума". Предполагалось достижение унификации этих машин по отдельным компонентам (в частности, по электронике). Проектные работы по новому основному боевому танку 3-го поколения, первоначально названного OF-45, начались с 1984 г. Непременным условием заказа являлась установка 120-мм орудия, унифицированного по номенклатуре боеприпасов с другими ОБТ НАТО. В ходе НИОКР активно применялся опыт танкостроителей Германии, и в итоговом варианте нового ОБТ ощущается сильное влияние немецкого "Леопарда-2" и американского М1. Планировалось использовать некоторые устройства и подсистемы германского производства. К 1988 г. фирма "ОТО Мелара" подготовила 6 прототипов с малозначительными отличиями и несколько упрощенным, в сравнении с серийным танком, устройством конструкции, и предоставила их на государственные испытания, пройденные вполне удовлетворительно. К этому моменту новый ОБТ получил обозначение С-1 (С="Carro", ит. "танк") и название "Ариэте" ("Таран") в память о 1-й танковой дивизии времен Второй Мировой войны. Первоначально заказ правительства страны оценивался в 400-500 единиц, однако в 1992 г. он составил лишь 200 машин. К 1996 г. итальянская армия получила все заказанные танки, призванные окончательно заменить М47 и пополнить танковые дивизии, где продолжат свою службу М60 и "Леопард".
Компоновка С-1 - классическая и практически в точности повторяет "Леопард-2": отделение управления (место механика-водителя) перемещено к правому борту. Башня отцентрована по корпусу, в ней оборудованы рабочие места остальных членов экипажа: командира (в правой части башни), наводчика (в левой ее части) и заряжающего. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в корме. Основное вооружение танка - стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка L44 с длиной ствола 44 калибра, разработанная "ОТО Мелара" на основе германской Rh-120 и визуально отличимая более компактным эжектором. Пушка оснащена традиционным термоизоляционным кожухом. Начальная скорость бронебойных снарядов при стрельбе этого орудия оценивается в 1650 м/с и более; по баллистике пушка мало отличается от своего немецкого прообраза. Углы возвышения ствола - от -9 до +20 градусов. Полный боекомплект составляет 42 выстрела унитарного заряжания, из которых 27 уложены в корпусе слева от рабочего места мехвода, 15 готовых - в башенной нише. Могут использоваться стандартные боеприпасы НАТО американского и германского производства, в т. ч. М829 и его модификации (США), DM-23, DM-33 (ФРГ) и другие, стандарта STANAG-4385. Первоначально применялись немецкие снаряды, но с 2001 г. - израильские. Итальянская фирма SNIA в начале 90-х гг. подготовила свои выстрелы (БПС и КС), но на вооружение они приняты не были. Боевая скорострельность - 5-7 в/мин, после израсходования БК первой очереди падает до 2-3 в/мин. Вспомогательное вооружение "Ариэте" состоит из двух 7,62-мм пулеметов, один из которых - коаксиальный, второй монтируется над командирским люком и может использоваться в качестве зенитного. На прототипах стоял американский пулемет М2 "Браунинг", в то время как серийные модели комплектовались немецким MG3. Боезапас к пулеметам в количестве 2000 патронов укладывается в боевом отделении. Предметом гордости создателей машины является система управления огнем TURMS OG-14 L3, разработанная фирмой "Оффичине Галилео" и унифицированная с СУО БМП "Дардо" и БКМ "Центауро". В состав СУО входят компьютеризированная навигационная система, танковый баллистический вычислитель МР501, датчики ветра, крена, дифферента, стабилизированный дневной прицел наводчика с 5-кратным увеличением, имеющий встроенные лазерный дальномер и тепловизор, панорамный прибор наблюдения командира SFIM SP-T-694 с переменным 2,5- и 10-кратным масштабированием, независимым дальномерным постом и, на танках последних лет выпуска, личным командирским тепловизором. По уровню защищенности "Ариэте" уступает другим ОБТ Североатлантического альянса, но степень различия остается до конца не проясненной. Башня танка - сварная, клиновидная в плане, с развитой кормовой нишей. Лобовые плиты установлены под большим углом наклона и имеют комбинированное многослойное бронирование типа "чобхэм". Эквивалентный показатель толщины брони лобовой детали оценивается примерно в 550-650 мм против кинетических снарядов (по оценке П. Лаковски - всего 500 мм, но такой расчет может выглядеть небесспорным - ведь по массе "Ариэте" ненамного легче "Леопарда-2" и соответствует ему по технологическому уровню) и до 700 мм - против кумулятивных. Между башней и корпусом находится небольшой заман. Предусмотрена возможность наращивания брони за счет апплицированных модулей. Отвесные бортовые стенки башни защищены гораздо слабее, до 150 (?) мм гомогенной брони. Их ослабляет наличие отверстий (под лючок для выброса гильз и под ФВУ). Броня кормового листа еще тоньше, хотя башенная корзина для ЗИП обеспечивает некоторую дополнительную защиту. Крыша башни частично прикрыта слоем противорадиационного надбоя, в ее задней части оборудованы две двустворчатые вышибные панели, обеспечивающие сгорание выстрелов, не переходящее в детонацию. Между ней и боевым отделением также установлена броневая перегородка. Изнутри башни размещен противоосколочный кевларовый подбой. Сварной корпус по очертаниям очень похож на "Леопард-2". Прототипы отличались от серийных С-1 несколько иной его формой (в районе МТО). Лобовая броня корпуса (центральной лобовой детали) также выполнена в несколько слоев, по защите примерно соответствует башне. Нижняя лобовая деталь, борт и корма имеют слабую однослойную броню. Дополнительная защита против малых кумулятивных боеприпасов (ПГ и т. п.) устроена за счет экранов из армированной резины (6 секций). На опытных образцах танка вместо двух передних экранов ставились стальные короба. Выживаемость машины в реальном бою повышается за счет системы предупреждения о лазерном облучении (до последнего времени редкой на западных ОБТ), объединенной с универсальной гранатометной установкой "Галикс". Пусковые установки крепятся на бортовых плитах башни - по 4 на борт. Там же развешивается шанцевый инструмент. Ходовая часть танка мало отличается от "Леопарда-2", где успешно зарекомендовала себя. Она включает 7 сдвоенных опорных катков среднего диаметра с наружным обрезиневанием на торсионной подвеске и 4 поддерживающих катка. На первом, втором, третьем, шестом и седьмом узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы. Ведущее колесо - заднего расположения. Гусеничная цепь состоит приблизительно из 90 траков с параллельными шарнирами, съемными резиновыми асфальтоходными башмаками и увеличенной опорной поверхностью. Силовая установка танка - 12-цилиндровый дизельный двигатель MTCA 12V разработки "Фиат - Ивеко" мощностью 1200 л. с., обеспечивающий машине удельную мощность в 22 л. с./т и максимальную скорость при движении по шоссе в 65 км/ч. Двигатель оснащен турбонаддувом, система охлаждения - водяная. Возможно кратковременное форсирование до 1300 л. с. Трансмиссия модели ZF LSG 3000 - автоматическая, гидромеханическая, обеспечивает 4 передачи переднего и 2 заднего хода.
В бытность свою на вооружении итальянских СВ "Ариэте" не принимали участие в реальных боевых действиях. Единственный на настоящий момент эпизод присутствия этих ОБТ в зоне военного конфликта относится к 1999-2001 гг. - времени операции НАТО в Югославии на территории автономного края Косово. Впрочем, в июне 2004 г. Министерство обороны Италии приняло решение об отправке танков числом в несколько десятков машин в Ирак, где они должны будут дополнить парк легкой бронетехники (БРДМ "6616" и БТР "6614"). Лишь время покажет, насколько эффективными и надежными окажутся итальянские ОБТ в сравнении с американским М1А2 и британским "Челленджером-2" в специфических условиях Ближнего Востока. Учитывая характер ситуации в Ираке и недостатки С-1, можно предположить о вероятности определенных потерь - в первую очередь, от огня РПГ, надежной защитой от которых, видимо, является только лобовая броня, и противотанковых мин (отдельные эксперты оценивают противоминную защиту "Ариэте" как неудовлетворительную). Однако, судя по последним сведениям, все танки уже прошли мероприятия по добронированию для защиты от переносных ПТС: часть бортовых поверхностей корпуса и башни прикрыты дополнительными стальными разнесенными плитами. Кроме того, модификация танка для Ирака отличается установкой дополнительного пулемета. В армии других государств мира этот ОБТ не поступал. Хотя он экспонировался на ряде выставок вооружения и военной техники (в частности, на IDEX и "Еуросатори"), консорциум "ОТО Мелара" не нашел покупателей. Отсутствие должной репутации у итальянских фирм, несколько менее высокие показатели по отношению к ведущим конкурентам - М1 и "Леопарду-2" в сочетании с довольно высокой ценой (около 5 млн $) вынудили потенциальных покупателей сделать свой выбор в пользу других ОБТ.
Следует также проанализировать сильные и слабые стороны С-1, а также дальнейшие перспективы развития конструкции. В концепции "Ариэте" нашли свое отражение практически все достоинства и недостатки, присущие западному танкостроению. Преимущества по отношению к основным боевым танкам российского производства заключаются в совершенных приборах наблюдения и аппаратуре СУО (наличие панорамного прибора наблюдения КТ, тепловизор с более высоким разрешением и т. д.), повышенной выживаемости экипажа. О более мощной защите следует говорить лишь в сравнении с отечественными ОБТ устаревших моделей (хотя лобовая броня башни и корпуса, по всей видимости, не пробивается ПТУР 1-го и 2-го поколения типа "Малютка", "Фагот", "Конкурс", управляемыми ракетами "Кобра" и "Рефлекс" (кроме "Рефлекс-М"), многими российскими бронебойными снарядами - 3БМ12, 3БМ15, 3БМ22, возможно, и 3БМ42). В свою очередь, большие габариты и масса, отсутствие дополнительных комплексов защиты против боеприпасов с кумулятивной БЧ (например, динамической защиты или систем радиоэлектронного подавления) - наиболее очевидные негативные признаки, свойственные, впрочем, большинству ОБТ западного мира. Если же говорить о специфических дефектах "Ариэте", то следует указать на несколько худшие показатели мобильности и бронирования, чем, к примеру, у "Леопарда-2А5" (обусловленные, в том числе, довольно нерациональной конструкцией башни, большой наклон лобовой брони которой снижает эффективность керамических бронематериалов, и корпуса - со значительной площадью минимально защищенных НЛД и крыши отделения управления). Но, разумеется, уже на этапе разработки закладывались возможности для модернизации, и сейчас настал момент для их осуществления. На выставке "Еуросатори-2002" впервые был продемонстрирован "Ариэте" Mk.2 (или С-2). Работы над усовершенствованной модификацией танка велись с начала 90-х гг., но финансовые ограничения и изменение внешнеполитической ситуации замедлили темп проектирования. Улучшена СУО и силовая установка (за счет 1600-сильного дизеля), гидравлический привод башни заменен на электрический. Лоб и частично борт башни и корпуса дополнительно защищены элементами накладного бронирования, и, т. о., максимальная толщина брони в гомогенном эквиваленте увеличилась приблизительно до 650-700 мм против БПС. По планам производства, составленным во время запуска базовой модели в серию, заказ армии на улучшенную версию мог составить 500 единиц. Ныне вопрос о количестве "Ариэте" Mk.2 еще не решен окончательно. Альтернативные пути модернизации "Ариэте" насчитывают несколько возможных направлений. В первую очередь, желательно развитие системы вооружения танка, и в качестве образца для подражания может выступить "Леопард-2А6". Его орудие с длиной ствола 44 калибра было сменено на улучшенный вариант с длиной ствола 52 калибра, что позволило повысить начальную скорость бронебойного снаряда до 1800 (или более) м/с. Подобное нововведение не скажется худшим образом на остальных характеристиках машины. В отдаленном будущем не исключается возможность перевооружения С-1 новым 140-мм орудием, однако данный проект требует тщательной выверки. Одной из актуальнейших задач, стоящих перед военными конструкторами НАТО, остается оборудование состоящих на вооружении ОБТ автоматом заряжания. Проблема технического устройства АЗ - одна из сложнейших. Возможно, механизм автоматического заряжания, которым будут оснащаться "Ариэте", станет аналогом АЗ французского ОБТ "Леклерк" - с механизированной укладкой под часть боекомплекта в нише башни, с унитарным заряжанием. Наконец, важный аспект эволюции модели - увеличение уровни защищенности от высокоточного противотанкового оружия с помощью комплексов активной защиты или оптико-электронного противодействия. Оно осуществимо главным образом за счет лицензионного производства. Стоит отметить, что различные агрегаты и подсистемы, спроектированные именно под "Ариэте", могут найти себе широкое применение на других боевых машинах - и, в принципе, уже нашли его. О конструкции СУО и ее унификации на большей части семейства итальянской БТТ 90-х гг. сказано выше. Что же касается иных устройств, то 120-мм орудие танка после ряда доработок, включавших в себя оборудование дополнительных противооткатных механизмов и цилиндрического перфорированного дульного тормоза, стало основным вооружением новой модификации четырехосного полноприводного бронеавтомобиля "Центауро" вместо 105-мм нарезной пушки. Этот вариант, по мнению многих военных экспертов, является мощнейшим колесным истребителем танков из всех существующих ныне.
Данных о разработке специальной техники на шасси "Ариэте" на текущий момент нет. Наиболее логичными направлениями конверсии представляются БРЭМ, инженерная машина и САУ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, т 54 Экипаж, чел 4 Размеры, мм длина с пушкой вперед 9669 ширина 3270 высота 2500 клиренс 440 Пушка калибр, мм 120 тип ГСП Пулеметы, кол-во х калибр, мм 2х7.62 Боекомплект выстрелов 40 патронов 2000 Двигатель марка "Ивеко-Фиат" V-12 MTCA тип дизель с турбонаддувом мощность, л.с. / при частоте, об/мин 1200 / 2300 Удельное давление, кг/см2 0.87 Максимальная скорость, км/ч 65 Запас хода по шоссе, км 550 Препятствия, м вертикальная стенка 1.2 ров 3 глубина брода 1.2
|