...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Танки

Основной боевой танк Т-80

Основной боевой танк Т-80 ведет свое происхождение от Т-64 и, по существу, является его развитием. Ключевым отличием танка от ОБТ, принятых на вооружение СВ СССР раннее, стало его оснащение газотурбинным двигателем - впервые в истории мирового танкостроения, за исключением опытных образцов.

Первые попытки опробовать танковые ГТД на практике и отработать их для серийного производства датируются рубежом 50-60-х гг. Силовая установка нового типа предназначалась для перспективного тяжелого танка "Объект 277", проектируемого в КБ завода им. Кирова в Ленинграде под руководством Ж. Я. Котина. Вариант машины с ГТД обозначался как "Объект 278". Однако к моменту прекращения всех работ над тяжелыми танками опытный образец машины построен не был. В 60-х гг. на ЛКЗ велись работы над несколькими модификациями Т-64 с газотурбинным двигателем, из которых наиболее известен "Объект 288" с двумя вертолетными ГТД мощностью по 350 л. с. В свою очередь, УВЗ подготовил вариант среднего танка "Объект 167" под 700-сильный ГТД-3Т-04 - "Объект 167Т". Несовершенство ранних газовых турбин воспрепятствовало серийному выпуску модифицированных танков и на время задержало принятие на вооружение танков с ГТД. Но, тем не менее, проектные работы продолжались, и в 1969 г. Кировский завод изготовил первый образец на базе Т-64 ("Объект 219") с моноблочной установкой нового газотурбинного двигателя ГТД-1000 - более надежного и мощного, чем все предложенные прежде двигатели.


Помимо иного типа силовой установки, в новую машину закладывался ряд новых конструкционных решений, направленных на улучшение характеристик базового Т-64. Оптимизировалась конфигурация башни. Важные изменения были внесены в конструкцию ходовой части - с расчетом на возросшую массу и перспективы ее увеличения в будущем. Таким образом, модернизационный потенциал танка возрос на порядок. В то же время, сохранялась высокая степень унификации с Т-64 по приборам наблюдения и прицеливания, механизму заряжания и другим элементам оснастки, а по вооружению и боеприпасам - также и с Т-72.
В итоге машина, проходившая испытания и доработку в первой половине 70-х гг., сохраняя базовые конструкционные и компоновочные особенности предшественников, в полной мере могла считаться новой. С 1976 г., с приемом ее на вооружение под индексом Т-80 и кодовым обозначением "Гроза", Кировский завод освоил ее выпуск: до 1979 г. производилась малыми сериями базовая модель, позднее на двух оборонных предприятиях - Ленинградском Кировском заводе и Омском заводе транспортного машиностроения - перешли на массовый выпуск усовершенствованного варианта Т-80Б. Начиная с 1985 г. его сменил Т-80У. С 1987 г. к производству подключился ХЗТМ с модификацией Т-80УД.
С распадом СССР выпуск танков для армий стран СНГ резко сократился и к середине 90-х сошел на нет. Имели место экспортные поставки (численность каждой партии составляла от нескольких десятков до нескольких сот единиц). На настоящий момент число сошедших с конвейера Т-80 всех модификаций оценивается в 7-8 тыс.

Т-80 практически без изменений унаследовал классическую компоновку Т-64. Отделение управления с рабочим местом механика-водителя расположено в передней части корпуса. Его обзор улучшен за счет установки трех призматических приборов наблюдения (в шахтах перед посадочным люком) вместо одного, как на Т-64 и Т-72. Помимо органов управления и контрольно-измерительных приборов, в отделении управления размещены 7 выстрелов к основному орудию. Боевое отделение - с командирским местом в правой части башни и местом наводчика в левой - по обустройству подобно Т-64. Под поликом боевого отделения проходит транспортер кругового вращения механизированной боеукладки, насчитывающей 28 выстрелов. Часть боекомплекта уложена в задней части боевого отделения. МТО - кормового расположения. Двигатель и внутренние топливные баки занимают больший объем, чем на предыдущих ОБТ, поэтому корпус машины удлинен.
Все модификации танка вооружались общепринятым для советских танков 3-го поколения 125-мм гладкоствольным орудием 2А46(М) (Д-81ТМ) в нескольких разновидностях. Орудие стабилизировано во всех плоскостях наведения (Т-80Б снабжались двухплоскостным стабилизатором 2Э26М с электрогидравлическими приводами), оснащено эжектором и термоизоляционным кожухом. По применяемым боеприпасам оно идентично Т-64, Т-72 и легкому танку 2С25 "Спрут". Номенклатура бронебойных снарядов включает в себя учебные стальные учебные 3БМ17, вольфрамовые 3БМ22 "Надежда", 3БМ26, 3БМ42 (средняя б/п - около 520 мм на 2 км под углом 0*), урановые 3БМ29 и 3БМ32 (б/п - до 560 мм на 2 км). На Т-80Б установлен также комплекс управляемого вооружения 9К112-1, позволяющий вести огонь ПТУР с ИК-наведением 9М112 "Кобра" (код НАТО АТ-8) на дальность до 4000 м. В боекомплекте имеются 6 ракет. На Т-80У устаревшую "Кобру" сменил комплекс 9К119 "Рефлекс" (код НАТО АТ-11), обладающий рядом преимуществ: повышенной помехозащищенностью, возросшей до 5 км дальностью и возможностью поражения низколетящих воздушных целей (ударных и десантных вертолетов). Бронепробиваемость повысилась до 750-800 мм. Позднее был разработан тандемный вариант ТУР - "Рефлекс-М", пробивающий до 750 мм брони за НДЗ. Механизм заряжания, аналогичный Т-64, обеспечивает скорострельность до 7-9 выстрелов в минуту. Полный комплект боеприпасов насчитывает 38 выстрелов, на Т-80У он увеличен до 45 выстрелов. Основная доля приходится на БПС и ОФС, в то время как число кумулятивных снарядов и ТУР относительно невелико.
Прицелы и приборы наблюдения командира и наводчика на раннесерийных танках аналогичны таковым на Т-64А (оптический прицел-дальномер ТПД-2-49 с эффективной дальностью до 4 км, ночной прицел ТПН-1-49-23 и т. д.). Т-80Б оснащались первой полноценной отечественной системой управления огнем 1А33 - с баллистическим вычислителем и полностью стабилизованным дневным прицелом-дальномером 1Г42. Наконец, на Т-80У СУО подверглась значительному усовершенствованию и ныне в условиях дневного боя не уступает зарубежным системам (видимо, за исключением командирского дублирования и целеуказания). Дневной прицел-дальномер наводчика 1Г46 с двухплоскостной стабилизацией обладает возможностью переменного увеличения (3,6 - 12 раз); в ночном бою наводчик использует прицел "Буран-ПА". Командир также может вести дублирующее управление огнем благодаря комбинированному прицельно-наблюдательному комплексу ТКН-4С с вертикальной стабилизацией и опциональным 1- или 7,5-кратным увеличением. Т-80У образца 1992 г. (Т-80УМ) оборудовался тепловизором "Агава-2", созданным на основе аналогичных зарубежных приборов 80-х гг., а во 2-й половине 90-х был предложен более совершенный тепловизор "Ноктюрн". Изображение, получаемое с обзорных приборов, выводится на дисплей в боевом отделении. Недостаток СУО ранних Т-80 типичен для отечественных ОБТ и заключается в малой эффективности ночных систем. Бесподсветочные пассивные ПНВ третьего поколения отсутствуют на подавляющем большинстве серийных машин (за вычетом версий Т-80УК, Т-80УМ, Т-80УМ-1 и Т-80УД позднего выпуска); ИК-прожектор Л-4А позволяет обозревать поле боя на расстоянии лишь до 800 м. В ночных условиях крайне затруднителен запуск ПТУР - он возможен лишь при освещении поля боя.
Вспомогательное вооружение танка ничем не отличается от Т-64 и Т-72, включает в себя 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с пушкой, и зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемет НСВТ "Утес". Боекомплект их равен, соответственно, 1250 и 500 патронам. На танках Т-80УД производства Харьковского завода тяжелого машиностроения предусмотрена возможность дистанционного управления зенитным пулеметом. Допустима установка нового российского 12,7-мм пулемета "Корд" на замену НСВТ. В 80-х гг. появился проект ХБКМ по установке 23-мм автоматической пушки с углом возвышения более 40 градусов, так и оставшийся нереализованным (но оттого - не менее приемлемым, учитывая опыта аналогичной модернизации Т-72 в Словакии).


Очертания корпуса танка практически точно повторяют Т-64 (за исключением упомянутого выше увеличения длины). Защита, обеспечиваемая его броней, определяется примерно в тех же рамках, что и Т-64 (данные носят в основном оценочный характер). Лобовая деталь корпуса, представляющая из себя композитную бронеплиту, наклонена под углом 68 градусов. Состав бронирования стандартный - катаная сталь средней твердости, сталь высокой твердости и стеклотекстолит. Приведенная толщина лобовой брони корпуса в стальном эквиваленте - более 400 мм (зависит от модификации: так, эквивалент защиты от кинетики ВЛД Т-80У без учета ВДЗ определен в ~560 мм, а вместе с ней - 700-740 мм, и до 1000 от кумулятивных ПТС). К ней приварены буксирные крюки, кронштейны для монтажа фар и - на большинстве машин - V-образный водоотбойник, на ней укладываются буксировочные тросы. Нижний лобовой лист имеет 100-мм толщину и однородную структуру. Отвесные бортовые поверхности изготавливаются из катаной броневой стали до 80 мм толщиной, приблизительно таков же двугранный кормовой лист. Крыша и днище защищены слабо (30 и менее мм). Для защиты ходовой части навешивались бортовые экраны из армированной резины: раннесерийные Т-80 унифицировались по ним с Т-64 (4 секции), экраны Т-80Б составлялись из 6 сегментов увеличенной толщины, новые модификации защищены ВДЗ (6 контейнеров на первых трех экранах).
Литая башня танков первых лет выпуска унифицировалась с Т-64А, на Т-80Б ее сменила башня Т-64Б. При крайне малой площади фронтальной проекции достигнут близкий к оптимальному баллистический профиль и достаточно сильная - по стандартам 70-80-х - защита. Ее лобовую часть образуют комбинированные броневые преграды с эквивалентной толщиной до 400-600 мм (Т-80Б), не пробиваемые большинством типов ОБПС широко распространенного 105-мм орудия L7A1 (за исключением зоны в районе орудия). Наполнитель, как принято считать, не изменился по сравнению с Т-64 (корунд). Борт башни переменной толщины защищает экипаж от малокалиберных орудий. Цельность башни нарушается шахтами под приборы прицеливания и литой крышей, привариваемой к ней.

Защита современных моделей Т-80 на порядок возвысилась над базовым уровнем. С 1985 г. танки оснащают комплектом НДЗ "Контакт", прикрывающим башню, лоб корпуса и - частично - ПКЭ (модификация Т-80БВ). В начале 80-х для новой серии Т-80 предназначалась усиленная башня от экспериментального танка "Объект 476" с физической толщиной по фронтальному аспекту от 370 (район маски орудия) до 1500 мм (впрочем, это значение очень слабо характеризует уровень защиты и может быть получено на минимальном числе траекторий), в которой изменили состав спецбронирования и адаптировали под СУО 1А45, в результате чего и появился Т-80У. На этом танке впервые была реализована идея встроенной динамической защиты, снижающей пробивную способность как кумулятивных, так и кинетических снарядов. Ее теория заключалась в том, что при попадании БПС в блок ДЗ, изготовленный из очень твердого, но хрупкого сплава, и содержащий ВВ, скорость детонации и сила разлета осколков окажется достаточной для отклонения или разрушения бронебойного сердечника. Элементы ВДЗ покрывают лобовой лист корпуса, фронтальные и верхние поверхности башни и ПКЭ. Т-80У комплектовались ранним вариантом ДЗ 2-го поколения 4С22 "Контакт-5" (по некоторым сведениям, в 1,5 раза менее эффективного, чем поздний "К-5" (Т-72БМ и Т-90)). Эквивалентный показатель стойкости лобовой брони башни Т-80У определить крайне сложно из-за переменной толщины брони и неизвестного состава спецбронирования (но наиболее вероятной версией считается корундовая керамика), но примерно для 40% проекции он может превышать 900 мм против бронебойных и свыше 1300 - против кумулятивных боеприпасов, что соответствует бронированию (или даже превосходит его) сильнейших ОБТ Запада - "Леопарда-2" и М1А2; вероятно, для гарантированного пробития такой защиты недостаточны даже новейшие американские БПС М829А3. Справедливости ради следует заметить, что ослабленная зона в центре лобовой проекции у Т-80У достаточно велика, и броня в этой зоне может быть пробита и относительно старыми 120-мм БПС. Уязвим Т-80У и для некоторых тандемных ПТУР, против которых, однако, также разработаны защитные комплексы. Так, командирские танки Т-80УК оборудуются системой оптико-электронного подавления ТШУ-1 "Штора", снижающей вероятность попадания ПТУР с лазерным наведением ("Милан", "НОТ", "TOW"), с ИК-самонаведением ("Хеллфайер") и управляемых артиллерийских снарядов ("Копперхед"). Т-80УМ-1 "Барс", впервые продемонстрированный на выставке ВиВТ в Омске в 2000 г., уникален в части противоракетной защиты. На внешней стороне блоков ВДЗ башню опоясывают 26 зарядов комплекса активной защиты танка "Арена", радар которой смонтирован на крыше башни. "Арена" обеспечивает защиту от большинства дозвуковых поражающих средств (а модернизированная "Арена", как считается, будет способна перехватывать и сверхзвуковые ПТУР) в 270-градусном секторе на расстоянии 20-50 м. Комплекс может оказаться особенно значимым в условиях локальных конфликтов, когда противоположная сторона применяет в основном РПГ и ПТУР. Аналогичным КАЗТ комплектуется также Т-72М1М. На той же выставке экспонировался Т-80УМ, оснащенный КАЗТ "Дрозд-1" предыдущего поколения (по 6 снарядов на борт). Возможна установка нового КАЗТ "Дрозд-2", хотя действующий прототип пока не был представлен.


Ходовая часть танка - шестиопорная. Сдвоенные опорные катки среднего диаметра с наружным обрезиниванием очень напоминают эти узлы у зарубежных ОБТ. Тип подвески - индивидуальный, торсионный. Для повышения плавности хода на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы. Направляющее колесо переднего расположения имеет небольшой диаметр.По справделивости ходовая часть Т-80 считается лучшей среди всех российских ОБТ, обеспечивая высокие динамические характеристики, плавность хода и экономию массы (по сравнению с Т-72).
Траки конструкционно схожи с Т-64 (штампованные, со слабым рисунком грунтозацепов и параллельными РМШ), но по сравнению с ним имеют увеличенную опорную поверхность и выполняются цельными. Внутренняя беговая дорожка образована резиновыми подушками для снижения нагрузок на ходовую часть. На внешнюю поверхность гусеницы могут надеваться резиновые асфальтоходные башмаки. В целом, гусеничный движитель характеризуется чрезвычайно низким уровнем производимого шума.
Двигателем танка стал трехвальный ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. На Т-80Б с 1981 г. стояла его форсированная разновидность - 1100-сильный ГТД-1000ТФ. ГТД работает на реактивной углеводородной смеси ТС-1, ТС-2, дизельном топливе и бензинах А-72 и А-76. Новый тип двигателя потребовал увеличения запаса топлива: 4 бака суммарной емкостью 385 литров позиционированы в МТО, а общий объем топливных баков (в т. ч. и наружных, на надгусеничных полках) - 1140 л. Дополнительные топливные резервуары могут устанавливаться на корме танка. Трансмиссия танка сохранила базовые решения с Т-64, включает в себя две БКП и по три планетарных ряда и пять фрикционов на один борт. На Т-80УЕ/УМ1 устанавливается новая трансмиссия - с гидрообъемной передачей, позволившей увеличить скорость хода и поворота на 12 и 33% соответственно, уменьшить расход топлива и повысить ресурс работы как самой трансмиссии, так и ходовой части.
Принятию на вооружение танка с ГТД предшествовали длительные дискуссии о целесообразности использования газовой турбины. Преимущества, обеспечиваемые ей, умеряются и весомыми недостатками. При одинаковом с дизелем объеме ГТД придает машине много большую удельную мощность. Его обслуживание менее затруднительно, чем у традиционных двигателей: нет необходимости в системе охлаждения, постоянной смазке трущихся поверхностей, хотя может требоваться очистка воздухоочистителя. Выделение тепла снижено в несколько раз по отношению к дизелям, и минимизация тепловой сигнатуры танка приводит к снижению заметности в ИК-диапазоне. Весьма невелика шумность, производимая при работе двигателя. Исключено его заглохание при внезапной остановке на любой передаче. Вместе с тем, ГТД по стоимости в несколько раз превосходит дизель, потребление топлива также возрастает в 1,5-2 раза. На пылевых грунтах возможно засорение воздухоочистителя, хотя ГТД-1000Т отличается высокой для своего класса надежностью. Требуется более сложное оборудование подводного вождения. К тому же, основное топливо ГТД - керосин - характеризуется повышенной пожароопасностью.
Силовая установка Т-80У заменена на ГТД-1250 с возросшей до 1250 л. с. мощностью. В отличие от дизельных отечественных ОБТ, время демонтажа двигателя Т-80 невелико: 45-120 мин по сравнению с сутками (для четырехтактных дизелей) или двумя сутками (для двутактников). С 1987 г. на ХЗТМ выпускалась модификация Т-80УД с шестицилиндровым дизелем 6ТД мощностью 1000 л. с. Характеристики подвижности Т-80 высоки: на асфальтовом покрытии танк развивает скорость свыше 70 км/ч. Т-80 способен преодолевать водные препятствия глубиной до 4 м после монтажа ОПВТ (шнорхель увеличенного диаметра хранится в укладке на задней части башни). На модификациях Т-80УК и Т-80УМ установлен комплекс ОПВТ "Брод", позволяющий затрачивать гораздо меньше времени на подготовку.

Т-80 не поставлялся в армии ОВД и состоял на вооружении только в СССР. Сведения о его участии в Войне 1982 г. недостоверны. После распада СССР танк остался в СВ РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана. До конца 90-х он активно продвигался на мировой рынок вооружений, найдя множество покупателей - больше, чем Т-72 и Т-90, вместе взятые. Т-80У приобрели Китай, Сирия, Южная Корея, Кипр (по некоторым данным, Северная Корея также закупила несколько десятков ОБТ в начале 90-х), украинский Т-80УД (нередко ошибочно указывается Т-84) принят армией Пакистана. В свое время Т-80 также участвовали в тендерах в Швеции, Индии и ОАЭ. Даже после объявления банкротства "Омсктрансмаша" к машине проявляли интерес представители МО Ирана.
Что же касается боевого пути танка, то он исчерпывается лишь одним конфликтом - 1-й войной в Чечне. Первый же эпизод его массового применения оказался крайне неудачным: вместе с Т-72 "восьмидесятки" участвовали в зимнем штурме Грозного (1994-1995 гг.), и большинство их было уничтожено. Тактика отличалась крайней неразумностью: танки вступали в город без разведки и сопровождения пехоты, с неподготовленными экипажами, без НДЗ и с непристрелянными орудиями. Потери пришлись в основном на РПГ и - в меньшей степени - на другие средства (ПТРК "Фагот", бутылки с зажигательной смесью и т. д.). Выявилась большая пожароопасность по сравнению с Т-72 (впрочем, легко объяснимая - танки, предположительно, заправлялись авиационным керосином, не предназначенным для боевого положения), а попадания в борт чаще приводили к детонации боекомплекта (как правило, это обстоятельство объясняют расположением выстрелов в МЗ). Несмотря на столь трагичный опыт, рассуждения о полной неприспособленности Т-80 к современной войне следует заведомо рассматривать как необъективные - с учетом перечисленных обстоятельств. Многие современные теоретики войны высказываются о нежелательности использования в городских условиях танков вообще - при широком распространении легких противотанковых средств, многоэтажной застройки и т. д., и это мнение более взвешенно. В действительности, российские ОБТ в городском бою могут оказаться даже в более выгодном положении, чем западные машины, благодаря большей мобильности, меньшим габаритам и НДЗ/ВДЗ/КАЗТ.
На основании докладов о штурме Грозного министр обороны П. Грачев вознамерился распорядиться о снятии с вооружения всех танков с ГТД, и специалистам ГАБТУ стоило больших трудов разубедить его. Вместе с тем, государственные заказы Омскому заводу транспортного машиностроения практически прекратились (что, впрочем, связано и с просчетами руководства предприятия): теперь для российской армии вместо Т-80 малыми сериями выпускался дизельный Т-90.
В источниках встречаются противоречивые данные об участии в 1-й и 2-й Чеченских войнах Т-80У. Вероятно, им не следует доверять.

Итак, созданный почти 30 лет назад Т-80 остается в строю и в XXI веке, рассматривается как наиболее боеспособный и перспективный - в отношении модернизационных программ - российский ОБТ, с которым может сравниться только Т-90С. Его последние опытные модификации рассматриваются рядом специалистов как сильнейшие танки мира и пользуются неизменным вниманием на военно-технических выставках. Что же внесла эта машина в мировое танкостроение, каково ее будущее?
Видимо, ключевой момент связан с силовой установкой танка. На испытаниях в ОАЭ ГТД-1250 доказал более высокую надежность по сравнению с американским AGT-1500, разработаны проекты ГТД мощностью 1500 и 1800 л. с. Тем не менее, на ОБТ следующего поколения запланирована установка дизельного двигателя: это верно и в отношении российского Т-95, и американского FCS. По-видимому, экономические факторы и военный опыт (Чечня и конфликты в Ираке) сыграли свою роль в выборе силовой установки. Возможно, следует признать, что на текущий момент танковые ГТД опережают свое время, и немалые преимущества, предоставляемые ими, будут в полной мере реализованы еще нескоро, хотя дискуссии по данной теме не утихают.
Второй пункт - защита. На момент появления Т-80Б не уступал своему первому сопернику - "Леопарду-2А1", а Т-80У в 1985 г. буквально не имел аналогов в мире по защищенности (достаточно заметить, что М1А1 и "Леопард-2А4" являлись в этом отношении слабее в 1,3-1,5 раза, при значительно большей массе), но в 90-х, в связи с замедлением темпов внедрения новых технологий защиты в войсках, положение ухудшилось: хотя НАТОвские машины пока не ушли вперед по бронированию, но уже вполне сравнимы с российскими ОБТ. Так, в начале 90-х намечалось переоснащение Т-80 новой динамической защитой - ВДЗ модульного типа (модернизированный "Контакт-5") либо "Реликтом" (ВДЗ следующего поколения), но, к сожалению, до сих пор не продемонстрированы даже стендовые образцы. Наконец, следует упомянуть о зонах сниженной прочности (на башне - в районе орудия и на корпусе - вокруг выреза под триплексы МВ), которые, разумеется, не сводят защиту на нет, но представляют весьма серьезную проблему.
Само по себе вооружение Т-80, как правило, считается сопоставимым с зарубежными танками. Все современные танковые орудия (Rh-120/M256, GIAT-120, L30) имеют близкие характеристики, в т. ч. точность, предельную дульную энергию и начальную скорость снаряда. Можно также отметить, что в настоящее время создан ее усовершенствованный вариант 2А46М5 с повышенной на 20% точностью за счет увеличения жесткости ствола. Но что касается боеприпасов (в первую очередь - противотанковых), то положение вещей в этой области оставляет желать лучшего. Даже последний из серийно выпускавшихся снарядов, вольфрамовый 3БМ42М ("Свинец") 1998 г., имеет среднюю б/п в пределах 640-650 мм, что заметно слабее американского М829А2 и несопоставимо с М829А3. Причины недостаточного могущества заключаются в материале сердечника (вольфрам вместо урана), меньшем удлинении стрелы (из-за габаритных ограничений) и более слабом пороховом заряде: все перечисленные проблемы, в принципе, могут быть решены (хотя бы в рамках научной темы "Свинец-2" по БПС 3БМ-48), но в ближайшее время улучшения ситуации ожидать не приходится.

Прямым развитием конструкции Т-80 стал экспериментальный ОБТ "Объект 640" (неофициально именуемый "Черный орел"). Впервые он дебютировал на выставке в Омске в 1997 г., с новой башней на стандартном корпусе Т-80У. В 1999 г. демонстрировался его вариант на удлиненном семиопорном шасси, предназначавшийся для серийного производства. Лобовая деталь "Объекта 640" переконструирована: установлена ВДЗ нового поколения, уменьшен угол наклона, устранена ослабленная зона. Динамическая защита частично покрывает также бортовые экраны и верх корпуса. Башня и ствол орудия были скрыты кожухом, но благодаря опубликованному патенту устройство башни известно. Ее лобовая часть имеет полукруговую форму, с высокими углами склонения верхних и обратными - нижних поверхностей. С учетом ВДЗ 3-го поколения ее защита (причем в значительно больших курсовых углах, чем прежде) может составлять более 1100/1500 мм от БС/КС с немалыми возможностями для наращивания. Механизированная часть боекомплекта изолирована от экипажа в транспортно-заряжающем модуле (ТЗМ), оснащенном вышибными панелями. Процесс заряжания также производится вне обитаемого пространства. Опытный образец вооружался, видимо, 125-мм пушкой, но предусмотрена возможность перевооружения с установкой 135-мм или 152-мм перспективными орудий типа 2А83. Дополнительное оборудование включает в себя панорамный прибор наблюдения командира, КАЗТ "Дрозд" и некоторые другие подсистемы. Двигатель танка - 1500-сильный дизель. Масса машины заключена в пределах 50-53 т. В итоге, "Объект 640" лишен некоторых недостатков танков лафетной компоновки и отличается крупными усовершенствованиями компоновки традиционной: экипаж размещен ниже уровня башни, снижена общая высота машины, обеспечена сильная защита крыши. Хотя "Объект 640" значительно превосходит ОБТ НАТО 3-го поколения по всем показателям (и, надо полагать, отвечает запросам к 4-му поколению), запуск его в серию маловероятен по финансовым причинам, хотя периодически звучат заявления от представителей ГАБТУ об обратном. Остается лишь надеяться на изыскание возможностей для производства.
Кроме того, следует упомянуть о последней из заявленных модификаций танка - Т-80АТ. Информации по нему пока очень мало, но ясно, что он должен оснащаться сварной башней с ТЗМ (доподлинно неизвестно, какой именно - от "Объекта 640" или унифицированной упрощенной сварной башней, предложенной для модернизации старых ОБТ).
Наконец, достаточно интересным вариантом Т-80, созданным еще в конце 70-х, представляется "Объект 785" - своеобразный усиленный Т-80Б, спроектированный в известном своими тяжелыми танками Челябинском КБ. На нем отрабатывались Х-образный дизель 2В-16 и перспективное орудие, предназначенное на смену 2А46 - 125-мм ГСП 2А82 и 130-мм нарезная пушка неизвестной модели (развитие М-65). Возможно, опыт работ по установке орудия высокой баллистики на Т-80, полученный при проектировании "Объекта 785", еще сможет оказаться полезным.
Между тем, многие узлы Т-80 уже нашли себе применение и могут появиться и на ОБТ 4-го поколения. В первую очередь, это ходовая часть, технологически несложная и с высокими динамическими характеристиками. В конце 80-х появилась первая боевая машина на шасси Т-80 - самоходная гаубица 2С19 "Мста". Корпус и МТО заимствованы у Т-72. В полноповоротной башне установлена 152-мм гаубица 2А65.
Другая машина - тяжелая КШМ "Ладога" - выпущена малой серией и предназначена для решения задач разведки и управления. С корпусом объединена бронированная надстройка средней высоты. Низкий уровень шумности и сильная защита "Ладоги" уравновешивались несовершенством приборов наблюдения и высокой для своего класса ценой. Сейчас тяжелые разведывательные машины вновь рассматриваются некоторыми экспертами как перспективное направление конверсии благодаря развитию автоматических систем наблюдения и слежения, поэтому подобные "Ладоге" машины могут со временем появиться на вооружении Российской армии.
На базе Т-80 была создана также боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80. Ее тяговое усилие превышает 40 т. Специальное оборудование представляет из себя кран грузоподъемностью 18 т для демонтажа двигателя или башни и бульдозерный отвал. Если же говорить о других возможных направлениях конверсии, то с окончательным устареванием Т-80 рационально его переоборудование в БМПТ, тяжелые БТР и БМП и специальные небоевые машины.
В целом, Т-80 вполне заслуживает определения "гордость советского танкопрома", и хотелось бы верить, что его конструкция получит развитие.
Категория: Танки | Добавил: nexusmen (17.06.2010)
Просмотров: 8397 | Рейтинг: 3.2/4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz