...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Танки

Основной боевой танк Т-90


Поистине, ни один послевоенный отечественный танк не удостоился за недолгое время своего производства такого количества восторженных отзывов и одновременно такой жесточайшей критики, сколько выпало на долю Т-90. Чрезвычайно оптимистические оценки танка, принадлежащие представителям ГАБТУ и УВЗ, контрастируют со скепсисом, проявляемым к машине некоторыми независимыми специалистами и любителями бронетехники.

Насколько соответствуют действительности мнения о Т-90? Что представляет из себя этот ОБТ и каковы его перспективы? Данная статья являет собой попытку ответить на эти вопросы.

Работы по будущему Т-90 начались в конце 80-х гг. В то время УВЗ уже освоил производство модифицированных Т-72 - Т-72Б ("Объект 184"). К сожалению, по состоянию на 1985 г. Т-72Б представлял из себя не вполне современную машину: хотя огневая мощь, защита и подвижность его более или менее отвечали требованиям времени, танк отличался примитивным комплексом управления огнем. Кроме того, в том же 1985 г. в СССР развернулось серийное производство Т-80У, превосходившего Т-72Б почти по всем статьям.
Для сокращения отставания в 1988 г. на Уралвагонзаводе начался выпуск улучшенной модели танка. Главным отличием Т-72Б образца 1988 г. от машин ранних серий являлось наличие встроенной динамической защиты вместо навесной и некоторое улучшение защиты корпуса: таким образом, Т-72Б вышел вперед по показателям защиты по сравнению с большинством зарубежных ОБТ тех лет и в целом сравнялся с Т-80У. Однако нерешенными оставались проблемы с совершенством СУО.
В этих условиях УКБТМ, возглавляемый сменившим В. Венедиктова В. Поткиным, выполнил проект следующего за Т-72Б варианта модернизации Т-72. Предполагалась полная унификация с Т-80У по системе управления огнем и ряд других позитивных изменений. Машина получила обозначение Т-72БМ, позднее измененное на Т-72БУ, и индекс "Объект 188". Параллельно велись работы над новым танком, на котором должны были быть устранены все недостатки серии Т-72 - о нем будет сказано позднее.
Однако, распад СССР и сокращение военных заказов привели к тому, что Т-72БУ был принят на вооружение только в 1992 г. Он оказался единственным танком из ряда нескольких проектов и прототипов, который смогло позволить себе заказать военное ведомство в эти смутные времена. Танк был переименован в Т-90 и запущен в серийное производство. В 1992-1996 гг. УВЗ выпустил, по разным данным, от 100 до 150 машин базовой модификации для СВ РФ, затем произодство пришлось остановить, ограничиваясь единичными партиями. В 1999 г. Индия заказала 310 Т-90 для своих ВС, а также приобрела лицензию на производство, что позволило возобновить производство и в России, в усовершенствованной версии Т-90С обр. 1999 г. (или Т-90А, "Объект 188А/А1"). На текущий момент построено 20-40 модернизированных Т-90.

По компоновке и узловым особенностям конструкции Т-90 повторяет Т-72Б. Сварной корпус сохранен, по-видимому, без изменений, и уровень защиты обеспечивает прежний. Структура ВЛД образована тремя слоями: верхней стальной плитой (возможно, обработанной на повышенную твердость), тыльной стальной плитой и размещенных между ними отражающих листов; наклон ВЛД - 68 градусов. В итоге эквивалент бронирования оценивается в 570-600/650-700 мм от бронебойных/кумулятивных снарядов. С учетом ВДЗ он вырастает примерно до 720-800/1000-1100 мм. Нижняя лобовая деталь не имеет спецбронирования, ее эквивалент - около 200 мм.
Башня Т-90 конструкционно не отличается от Т-72Б: это цельнолитая стальная конструкция, разнесенная в лобовой части (зазор отведен под спецбронирование). По габаритам башня превосходит башню Т-80У - приведенная толщина брони увеличивается от 350 (в районе орудийной амбразуры) до 650-800 и более, вплоть до 1000 мм (ближе к краю), но ее недостатком по сравнению с ней является скошенная крыша с уменьшенной толщиной.
На Т-72Б наполнителем являлась броня с отражающими листами. По данным "Journal of Military Ordnance", N5/2002, структура ее следующая: в полости башни размещено 20 композитных 30-мм блоков, состоящих из двух стальных прослоек 22 и 3 мм толщиной, между которыми находится 6-мм резиновая пластина. Каждый 30-мм блок отстоит друг от друга на расстоянии 22 мм. Общий вес спецбронирования в башне Т-72Б равен 781 кг. Физическая толщина этой брони по фронтальному аспекту - 400-450 мм (стали, между которой она размещена, соответственно - 250-400). Принцип воздействия брони с отражающими листами на поражающий боеприпас основан на смещении 30-мм блоков в процессе деформации, отклоняющем бронебойные снаряды и разрушающем кумулятивные иглы. Данный вид спецбронирования достаточно дешев и технологичен, при этом имеет массовую эффективность по БПС/КС порядка 1,2/1,4. Итоговый эквивалент - 450-650/600-700 мм в зависимости от типа боеприпаса; с поправкой на ВДЗ его можно увеличить до 650-850/900-1300 мм - на краях башни эквивалент ближе к максимальному значению, а у центра к минимальному. Неизвестно, изменялся ли на Т-90 состав композитной брони со времен Т-72: по данным некоторых российских публикаций, введены новые материалы, в частности, титановые сплавы и кевларопроизводные, но другие источники сообщают об обратном. Впрочем, значительный рост массы танка по сравнению с Т-72Б обр. 1988 г. может считаться свидетельством о более тяжелом и габаритно-эффективном спецбронировании.
Пассивная защита бортов корпуса от легких противотанковых гранат обеспечивается традиционными резинометаллическими 14-мм экранами.
Как и в случае с Т-72Б обр. 1988 г., дополнительным средством повышения живучести стала встроенная динамическая защита. В отличие от навесной ДЗ, она позволяет увеличить не только противокумулятивную, но и противоснарядную стойкость: в блоках ВДЗ размещены те же активные элементы ВВ, что и в НДЗ, но крышка блока, изготовленная из стали высокой твердости, при детонации оказывает разрушающее асимметрическое воздействие на подкалиберные сердечники. На Т-90 установлена ВДЗ "Контакт 5" с ЭДЗ 4С22, амплифицирующая защиту от БПС/КС в 1,2-1,4/1,8-2 раза, т. е. на 120-200/500-600 мм. ВДЗ усовершенствована по сравнению с более ранним "Контакт 5", которым оснащались Т-80У: на башне она установлена с большими углами наклона, убраны тяжелые несущие вварные каркасы, не имеющие защитной функции. Состоит она из 26 секций (12 на ВЛД корпуса, 8 на башне, 6 на фальшбортах) с общей массой 1,5 т и прикрывает 45-55% проекции (наиболее ответственные зоны) в курсовых углах +-30 грд, однако на башне имеются два баллистических окна, образованных вследствие неудачного размещения СОЭП. Динамической защитой в числе 20 контейнеров прикрыта и крыша башни, что обеспечивает некоторую защиту от универсальных кумулятивно-осколочных кассетных боеприпасов. На Т-90А введены элементы динамической защиты 4С23 комплекса 3-го поколения "Реликт" со значительно большей эффективностью по БПС, ударноядерным боеприпасам и тандемным ПТУР. Неясно, впрочем, все ли машины в войсках укомплектованы ими.
Кроме того, штатным оборудованием Т-90 является комплекс ТШУ-1 "Штора". Он состоит из трех основных компонентов: системы оптико-электронного подавления (СОЭП) ТШУ-1-7, системы постановки дымзавесы (СПЗ) и контрольных приборов. СОЭП и СПЗ работают независимо. В СОЭП входят два эмиттера электромагнитного излучения ОТШУ-1-7, размещенных по сторонам от пушки. Эти излучатели, работающие в диапазоне 0,7-2,7 мкм, могут как обеспечивать срыв наведения ПТУР с полуавтоматическим целеуказанием типа НОТ, TOW, "Конкурс" и с лазерной ГСН типа "Хеллфайр", так и производить активную ИК-иллюминацию поля боя. СПЗ включает в себя две точные приемные головки ТШУ-1-11 (установлены над стволом орудия, конус обнаружения - 45 грд), фиксирующие источник лазерного облучения с высокой точностью, две сдвоенные грубые приемные головки ТШУ-1-1 (в задней части башни, принимает излучение в конусе 135 грд), рассчитанные только на предупреждение об облучении, и батарею дымовых 81-мм гранатометов системы 902Б. При проецировании лазера-целеуказателя автоматически отстреливаются аэрозольные гранаты, и образуемая завеса является малопроницаемой для лазерной подсветки. В результате вероятность срыва наведения УАБ, ПТУР с лазерной ГСН и корректируемых артснарядов оценивается производителем "Шторы" в 80-90%, а ПТУР с полуавтоматическим ЦУ - 50-60%. Благодаря приемным датчикам СПЗ "Штора" способствует и своевременному оповещению об ИК-облучении (например, танковым лазерным дальномером), что значительно повышает живучесть боевой машины, оснашенной этим комплексом. Однако, ТШУ-1 не в состоянии противодействовать ПТУР с полуавтоматическим помехозащищенным наведением типа "Корнет", "Рефлекс" и др. - при целеуказании данных ракет ИК-луч не проецируется на поражаемый бронеобъект. Малоэффективна она и против модернизированных версий старых ракет - TOW-2, "Конкурс-М" и прочих. На испытаниях приемников облучения "Шторы" против зарубежных лазерных дальномеров выявились отказы из-за разных длин волны у отечественных и западных устройств, однако сегодня эта проблема решена.

Что же касается вооружения, то Т-90 аналогичен другим российским ОБТ. Главный калибр танка - 125-мм гладкоствольное орудие/пусковая установка 2А46М(-1/-2). От базовой 2А46М оно отличается несколько большим ресурсом - в среднем 500 выстрелов, точностью и увеличенным крешерным давлением в канале ствола (5200 кг/кв. см), в остальном же сохраняет ТТХ и особенности (эжекционная продувка, термоизоляционный кожух и т. п.) первоначального образца. Масса орудия 2,5 т, техническая скорострельность 10 в/мин, длина ствола 51 калибр, длина отката 300 мм. Дульная энергия орудия - 9,3-11 МДж. По боеприпасам 2А46М-2 совместима с предыдущими версиями 125-мм ГСП, но также может использовать и снаряды производства 80-х гг., не рассчитанные на базовую 2А26/2А46.
В боекомплект Т-90 могут входить несколько типов БПС, в т. ч. 3БМ42 "Манго" (выстрел 3ВБМ17), принятый на вооружение в 1988 г., с удлинением 16:1, массой 7,05 кг и средней бронепробиваемостью 520 мм/2 км, составной сердечник изготовлен из вольфрамового сплава и особенно эффективен против ВДЗ; моноблочный урановый 3БМ32 "Вант" (выстрел 3ВБМ13) с удлинением 13:1 и б/п в 560 мм/2 км, в эксплуатации с 1985 г.; 3БМ42М "Свинец" (выстрел 3ВБМ19) - моноблочный вольфрамовый снаряд с усовершенствованным ведущим устройством и удлинением 26:1 при диаметре сердечника около 24 мм, среднее бронепробитие на 2 км - 600-650 мм. До 50% боекомплекта составляют ОФС - 3ОФ19 и 3ОФ26 с массой 23 кг. Имеются также КС - 3БК18М и 3БК29М, и ТУР - 9М119 "Рефлекс" или "Рефлекс-М".
Т-90 развивает боевую скорострельность в 6-8 в/мин за счет электромеханического автомата заряжания. Как и на Т-72, в механизированную укладку кругового вращения входят 22 выстрела раздельного заряжания: снаряды размещены горизонтально на днище боевого отделения, под пороховыми зарядами. Минимальный цикл заряжания - 6,5-7 секунд, максимальный - 15. АЗ пополняется силами экипажа за 15-20 минут. По неподтвержденным сведениям, на Т-90С АЗ модифицирован и теперь в состоянии обеспечивать режим стрельбы "серия", при котором цикл сокращен до 5 секунд.
Комплекс управления вооружением 1А45Т "Иртыш" включает в себя подсистему 1А42, ответственную за ведение огня из основного орудия, и аппаратуру наведения КУВ 9К119. 1А42 состоит из прицела-дальномера наводчика 1Г46, стабилизированного в двух плоскостях независимо от основного СТВ и позволяющего изменять панкратическое увеличение в пределах 3,6-12 крат (по этому параметру 1Г46 до сих пор отлично соответствует требованиям времени), а также измерять дальность до цели на расстоянии более 5100 м с погрешностью не более 10 м; нового цифрового баллистического вычислителя 1В528-1; атмосферного датчика ДВЕ-БС; стабилизатора вооружения 2Э42-4 "Жасмин" с улучшенной элементной базой и точностью. Перебросочная скорость наведения по горизонтали для него равна 16-24 грд, что явно недостаточно, но, по некоторым данным, с 2004 г. стабилизатор заменен или модернизирован, и она увеличена вдвое. Для ведения огня в темное время суток наводчик использует вспомогательный прицел ТПН-4-49 "Буран-ПА" с электронно-оптическим преобразователем 2-го поколения, с пассивным и активным режимами. По возможностям этот прицел значительно хуже основного, дальность обнаружения цели типа "танк" составляет лишь 1200-1500 м, но для дистанций ночного боя он пригоден. На нескольких опытных машинах 90-х гг. стоял тепловизор 1-го поколения "Агава-2", однако он не отвечал требованиям наших дней, поэтому серийные Т-90А с 2004 г. оснащены современным тепловизором 2-го/3-го поколения "ЭССА" фирмы "Пеленг" с французской тепловизионной матрицей, имеющим полностью синхронизированное с 1Г46 поле зрения и два режима масштабирования. С появлением "ЭССЫ" возможности дневного и ночного канала наводчика сравнялись и вышли на мировой уровень: благодаря ее интеграции с основным прицелом возможен точный замер дистанции с использованием всех опций баллистического компьютера в ночных условиях, а также наведение ТУР.
В распоряжении командира наличествует наблюдательный комплекс ПНК-4С с дневным/ночным прицелом/прибором наблюдения ТКН-4С "Агат", имеющим переменный режим увеличения - 1- и 7,5-кратный. Кроме того, ПНК-4С позволяет командиру осуществлять целеуказание наводчику, совместив направление орудия с линией визирования (к сожалению, только по азимуту, в то время как в западных СУО - также и по углу места), и дублировать огонь из 2А46, однако с недостаточной точностью, т. к. ПНК-4С лишен лазерного дальномера. Впрочем, для этой цели командир с успехом может воспользоваться и тепловизором "ЭССА", лишенным таких недостатков - изображение с него выводится и на командирский дисплей, а личный пульт обеспечивает измерение дальности через основной прицел. В ночных условия используется пассивный электронно-оптический преобразователь, встроенный в прибор, причем возможна ИК-подсветка с помощью прожекторов "Шторы", либо тепловизор наводчика.
Дополнительное вооружение - стандартный для российских танков спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТ и новый 12,7-мм пулемет "Корд", созданный на заводе им. Дегтярева в 90-х гг. на замену НСВ(Т). По отношению к "Утесу" точность "Корда" возросла в 1,5-2 раза. Огонь из него ведет командир танка без выхода из машины при помощи зенитного прицела ПЗУ-7.
Двигателем Т-90 остался четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, многотопливный дизель В-84МС, незначительно отличавшийся от базовой версии. Мощность его - 840 л. с., что придает танку максимальную скорость хода в 60 км/ч - весьма невысокую по современным стандартам. На Т-90С/А устанавливается 1000-сильный (при 2000 об/мин) дизель В-92С2, массой 1050 кг. Скорость хода Т-90С, т. о., достигла приемлемых 65 км/ч. Рабочий объем цилиндров В-92 равен 39 л, ход поршня - 180-187 мм. Запас по крутящему моменту довольно высок для дизелей такого класса - 25%. В-92 может похвастаться высокой надежностью, работая при температурах от -50 до +50 градусов, но его демонтаж и замена занимают чрезвычайно долгое время - от 5 часов в оптимальных условиях до 15-25 в обычных.
Топливная система ранних Т-90 повторяла Т-72. На Т-90А введены долгожданные меры по снижению ее пожароопасности: топливные баки выполнены по ячеистой структуре, протектированными.
Ходовая часть раннего Т-90 практически одинакова с Т-72Б, унаследовав как позитивные, так и негативные ее черты. Отличие заключается в немного большей ширине опорных катков; позднее к этому прибавились усиленные торсионные валы и более энергоемкие амортизаторы, придавшие большую грузоподъемность шасси и плавность хода. Т-90С/А комплектуется также гусеничной цепью, подобной Т-80, с траками с параллельными РМШ; вероятно, в ближайшем будущем на ней введут косые грунтозацепы.
Неотъемлемым оборудованием Т-90 остается ОПВТ, позволяющее преодолевать водоемы глубиной до 5 м.

Итак, после ознакомления с конструкцией Т-90 пришло время сделать определенные выводы. Но прежде чем приступить к оценкам, следует подробнее остановиться на упомянутом много выше танке, которому предполагалось стать переходной моделью от Т-72Б к ОБТ 4-го поколения. Вместо того, что ныне известно под именем Т-90, на УВЗ готовились к выпуску совсем другой машины.
Экспериментальный ОБТ, обозначенный как "Объект 187", вышел на испытания в конце 80-х. Его конструкция также основывалась на Т-72, но объем изменений был гораздо масштабнее, чем в случае с Т-72БУ. Верхняя лобовая деталь корпуса подверглась полной переделке: угол наклона броневой конструкции уменьшили до 55-60 градусов, что позволило устранить ослабленную зону в центре ВЛД благодаря смещению люка мехвода на крышу отделения управления. На "Объект 187" устанавливалась усиленная сварная башня: она позволяла установить любое спецбронирование и заменить его в будущем, имела более равномерный и мощный уровень защиты и являлась более технологичной и дешевой, чем литые башни Т-72Б и Т-80У. В настоящее время разновидность этой башни устанавливается на Т-90А и экспортные версии. Разумеется, конструкция "Объекта 187" допускала реализацию и всех иных модернизационных мероприятий - таких, как установка СОЭП, КАЗ, современной СУО, форсированного дизеля - на общих основаниях с остальными российскими танками.
По неофициальным данным, в общей сложности УВЗ подготовил до десяти прототипов танка. Однако критическое положение в ВПК в начале 90-х гг. заставило отказаться от производства этой впечатляющей машины и сделать ставку на "Объект 188".
В первой половине 90-х гг. состоялись сравнительные испытания Т-80У(М) и "Объекта 188", по результатам которых последний был избран в качестве основного российского танка. Некоторые любители БТТ видят в том следствие лобби со стороны УВЗ, якобы вынудившего армию принять "эрзац-ОБТ"; при этом в качестве недостатков Т-90 в сравнении с омским конкурентом указывается менее надежное бронирование, тип двигателя и его мощность - 840 л. с. вместо 1250. Однако эти утверждения уже тогда были более чем спорны, а ныне - совершенно несостоятельны.
В отношении защиты Т-90 в базовом виде примерно равен Т-80У: наклонная крыша башни компенсирована большей физической толщиной брони и ее более высокой массовой эффективностью; ВЛД Т-90 немного мощнее, чем у Т-80У. Его силовая установка несколько предпочтительнее для нынешних условий, чем дорогой и сложный ГТД, имеющий в 1,5 раза больший расход топлива и не подлежащий ремонту в полевых условиях. Что же касается низкой энерговооруженности танка, то на практике подвижность Т-80У и Т-90 близка. Доказательством могут послужить следующие цифры: по результатам измерений средняя скорость на марше Т-80БВ (1100 л. с.) превосходила скорость Т-72Б (840 л. с.) всего на 5% - 39,3 км/ч против 37,2. А главное, вместо первоначального Т-90 для российской армии уже производится Т-90А - со сварной башней, ДЗ 3-го поколения и дизелем В-92. Сегодня Т-90 по подвижности уже сравнялся с Т-80У(М), а по защищенности, СУО, пожаробезопасности значительно превзошел.

Вдобавок ко всему, неожиданно для многих Т-90 оказался самым коммерчески успешным танком последнего времени. Хорошие новости принес 2006 г.: Индия дополнительно заказала оборудование для 330 танков, 180 машин приобрел Алжир, сравнимый заказ сделала Ливия, и состоялось подписание контрактов с Ираном и Сирией. Неплохи шансы и на победу в тендере в ЮАР.



Тем не менее, остается нерешенным вопрос об усовершенствовании Т-90 до уровня современных зарубежных ОБТ. Хотя российский танк в целом соответствует требованиям времени, Т-90 проигрывает своим западным соперникам в ряде отношений, связанных прежде всего с командной управляемостью. Официальные подсчеты ГАБТУ свидетельствуют о тревожных тенденциях: так, коэффициент военно-технического уровня Т-90С оценивается как 1,9 (единицы условны), базового Т-90 - 1,4, в то время как американского М1А2 - 2,2, французского "Леклерка" - 2,3. Но на данный момент западным танкам, хотя еще и не исчерпавшим ресурсы модернизации, каждое следующее улучшение ТТХ будет даваться непомерно высокой ценой. Т-90 может быть серьезно модифицирован до адекватных показателей с меньшими усилиями, с применением уже давно отработанных решений, также не став при этом предельной по ТТХ конструкцией.
По части модернизации вооружения наиболее очевидным решением представляется установка новой модели 125-мм ГСП - 2А46М-5, с увеличенной на 20% точностью и повышенным до 6200+ кг/кв. см крешерным давлением. Важна и доработка автомата заряжания под крупногабаритные ТУР и БПС: так, разработанный в настоящее время в рамках программы "Рогатка" бронебойный снаряд должен достичь бронепробиваемости в ~700 мм/2 км, но из-за удлинения более 30:1 он неприменим в АЗ старого образца. К слову, вопреки распространенному мифу, доработка АЗ под более длинные снаряды чрезвычайно проста и недорога. С новыми снарядами и ТУР типа "Сокол" с ИКГСН Т-90 сможет представлять серьезную опасность для любого ОБТ НАТО. Крайне полезной мерой представляется и интенсификация работ по 125-130-мм орудиям высокой баллистики, предназначавшимся еще в советские времена на замену 2А46, но недоведенным до приема на вооружение.
В отношении комплекса управления огнем необходимой мерой станет установка единой СУО "Рамка" от КБП либо ее белорусского аналога, подразумевающей улучшение характеристик прицельно-наблюдательного комплекса командира за счет замены ПНК-4С на панорамный прибор наблюдения с полной стабилизацией поля зрения и дальномером, дальнейшее совершенствование стабилизатора орудия и появление нового для отечественной техники компонента - информационно-управляющей системы; допустим и ввод в эксплуатацию единого дневного/ночного прицела наводчика. Большая часть этих систем уже внедрена на модернизированном Т-72Б2 для Российской Армии.
Что касается защиты, то важно отметить, что даже базовый Т-90 не отставал по этому показателю от западных машин, а Т-90А - намного превосходит благодаря сочетанию сварной башни и "Реликта", повышающего защиту от БС на 250-300 мм, а также от тандемных ПТУР. Таким образом, противоснарядная стойкость сегодня приблизилась к 800-1100 мм эквивалента, что обеспевает непоражаемость почти всеми существующими 120-мм ОБПС в пределах углов безопасного маневрирования на всех дистанциях боя и превращает Т-90 в действительно самый защищенный ОБТ мира. Однако весьма желательно устранение баллистических окон в ДЗ и переход на модульную схему с увеличенной площадью перекрытия, сулящей также простоту ремонта. Замены ЭДЗ требуют и Т-90, выпущенные до 2004 г. Из дополнительных пассивных средств Т-90 может оснащаться противокумулятивными решетчатыми экранами. Не исключено, что будет модернизирована СОЭП/СПЗ: ее крупным недостатком оказалась невозможность точного обнаружения лазерного облучения со всех направлений. Предложен относительно несложный метод исправления этой ситуации - установка двух точных приемных головок с круговым вращением на подъемной мачте, что позволит повысить вероятность своевременного предупреждения об облучении на порядок. Возможен и отказ от СОЭП в пользу КАЗ "Арена" или ее наследника - с сохранением СПЗ, которой необходимо усовершенствовать приемные головки облучения. Наконец, следует отметить вероятность создания в ближайшее время модификации Т-90 для городских боев с максимально возможной бортовой и горизонтальной защитой: о необходимости такой версии заявляют в НИИСтали.
Актуальным направлением остается и дальнейнее снижение взрывоопасности танка при поражении. Поскольку переход на протектированные баки уже состоялся, логичным следующим шагом должно оказаться сокращение боекомплекта (например, новый стандарт НАТО с той же целью урезает БК до 36 выстрелов) и введение для выстрелов вне АЗ огнеупорных контейнеров.
Подвижность машины на поле боя будут обеспечивать новые дизельные двигатели. Пока неясно, какой из них прорабатывается для установки на Т-90: форсированный V-образный (известен под индексом В-99) или новый Х-образный (развитие серии 2В). Мощность этих двигателей составит 1200-1400 л. с. Трансмиссия танка также требует замены на гидромеханическую.

В завершение осталось лишь признать, что единый российский ОБТ, которым стал потеснивший Т-80 Т-90, по своему состоянию на данный момент уже является удачным, а в некоторых аспектах исключительным по ТТХ изделием, но и наиболее совершенным танком мира во всех отношениях, увы, признан быть пока не может. Однако, ценой незначительных затрат он в состоянии стать им: по тем же оценкам ГАБТУ, после 3-го этапа модернизации коэффициент военно-технического уровня Т-90 будет составлять 2,4. Видимо, многие меры из перечисленных выше будут реализованы на нем.
Возможности для производства модернизированных Т-90 в России уже имеются, но конкретные сроки пока не обозначены. Вместе с тем, время танков 3-го поколения проходит, и уже давно очевидна необходимость перехода к качественно иной платформе. Впрочем, по-прежнему актуален вопрос: появятся ли вообще в нынешних условиях новые танки у России?..
Категория: Танки | Добавил: nexusmen (17.06.2010)
Просмотров: 9172 | Рейтинг: 2.5/4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz