С появлением в ВМС НАТО атомных подводных лодок, оснащённых баллистическими ракетами, представлявших серьёзную опасность для СССР, наш ВМФ был сориентирован преимущественно на противолодочное направление. В начале 1960-х гг. в рамках создания океанского флота началось проектирование крупного корабля ПЛО дальней зоны с групповым базированием корабельных вертолётов, на которые в этот период возлагались большие большие надежды. Вертолет сравнительно быстро удалось посадить на корабль и возложить на него одну из главных функций – поиск и уничтожение подводных лодок. В соответствии с восторжествовавшим в надводном кораблестроении противолодочным приоритетом в начале 1960-х годов началось проектирование, а затем и строительство первых отечественных кораблей с групповым базированием вертолетов – кораблей ПЛО дальней зоны. Однако исследования и проработки по крейсерам-вертолётоносцам начались ещё в 1958 году в ЦКБ-17, институтах Госкомитета, ВМФ и ВВС. Проектирование корабля проека 1123 (шифр «Кондор») началось в Невском ПКБ под руководством А.С.Савичева (а всего в конкурсе по созданию такого корабля участвовало 24 различных проекта). От ВМФ за проектированием наблюдали вначале капитан 2 ранга В. Ф. Федин, а после капитан 2 ранга И. О. Платонов. Решено было скомпоновать корабль таким образом, чтобы он мог нести артиллерийское и ракетное вооружение и одновременно просторную взлётно-посадочную палубу для базирования вертолётов. Это был принципиально новый для нашего флота корабль. При известной с 1930-х годов архитектурной компоновке – корма для авиации (шведский крейсер-авиатранспорт «Готланд» (1934 г.), переоборудованные японские линкоры-авианосцы «Исе» и «Хьюга» (1943 г.), французский крейсер-вертолетоносец «Жанна д'Арк» (1963 г.), итальянские крейсера «Андреа Дореа» и «Кайо Дуилио» (1964 г.) – нашим конструкторам в Невском ПКБ пришлось заново отрабатывать форму корпуса (двойной клин), решать сложные аэродинамические задачи, размещать протяженный подпалубный ангар и авиатехническое оборудование, компоновать взлетно-посадочную полосу. Последняя начиналась сразу после дымовой трубы и занимала половину корабля.
Исходя из противолодочных задач, на корабле пр.1123 установили полный комплект противолодочного оружия и вооружения: ракетный комплекс противолодочного оружия «Вихрь» с двухбалочной наводящейся пусковой установкой на носу, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата в лацпортах по бортам (впоследствии их демонтировали), два реактивных бомбомёта РБУ-6000 (в носу), гидроакустический комплекс «Орион» с антенной в подкильном обтекателе и буксируемую ГАС «Вега». Для защиты корабля от средств воздушного нападения на нем впервые в отечественном флоте были размещены два зенитных ракетных комплекса М-11 «Шторм» (в носу по линейно-возвышенной схеме) и два двухорудийных 57-мм зенитных автомата АК-725 с системой управления «Барс» (по бортам), а также 30-мм АК-230. Освещение воздушной обстановки обеспечивали две РЛС: «Восход» (дальность свыше 500 км) и «Ангара-А» (130 км). Противолодочные вертолеты Ка-25 размещались в подпалубном ангаре, а для их взлета и посадки на палубе были предусмотрены четыре ВПП, а также два 10-тонных подъёмника.
ГАС корабля с выдвижной подкильной антенной в обтекателе и погружаемые ГАС вертолетов Ка-25 позволяли обнаруживать ПЛ противника на значительном расстоянии, а затем уничтожать их глубинными бомбами или противолодочными ракетами со спецбоеприпасом. Паротурбинная установка была позаимствована у ракетных крейсеров пр.58, но со значительными доработками. Проект был утвержден в марте 1961 г. и имел водоизмещение 9300 т. и скорость 29 уз. До января 1962 года его основательно изменили, чтобы разместить 14 вертолетов Ка-25 и Ми-8 (от последних, впрочем, отказались). Теперь 12 противолодочных вертолетов Ка-25 размещались в подпалубном ангаре и ещё 2 дежурных вертолёта располагались в ангаре в надстройке. Полное водоизмещение корабля возросло и превысило 15000 тонн, а скорость снизилась на пол-узла. Головной корабль пр.1123, получивший название «Москва» и официально отнесенный к классу противолодочных крейсеров, был построен на Черноморском судостроительном заводе и сдан флоту в 1967 г. Спустя два года вслед за головным кораблем тем же заводом флоту был передан второй, однотипный крейсер «Ленинград». Объективности ради следует отметить, что требование ТТЗ, заложенное в эти корабли, о размещении 14 вертолетов оказалось ошибочным. Практика быстро указала на главный недостаток – ограниченную численность авиаотряда, не обеспечивавшую решение назначенных задач в полном объеме. Кроме того, выявилась неудовлетворительная мореходность в штормовых условиях, что было вызвано чрезмерно полными обводами кормы и U-образными образованиями носовых шпангоутов (кстати, этот же недостаток был присущ довоенным эсминцам проекта 7, о котором тогда как-то забыли). Кораблю явно не хватало длины, что было видно, как говорится, невооруженным глазом. Во второй половине 1960-х годов, когда взгляды руководства на надводный флот стали меняться в благоприятную сторону, это сразу нашло отражение в корректировке проекта крейсера «Москва» (см.ниже). Артиллерийское вооружение корабля пр.1123 также было недостаточным – всего две малокалиберные артустановки, что не позволяло ему выдержать боя даже с эсминцами противника того времени. Модификации. Третий корабль серии, получивший номер проекта 11233 (в некоторых источниках – 1123-М), был заложен с увеличением длины на 12 м, что должно было обеспечить улучшение непотопляемости, мореходности и обитаемости, а главное – увеличить численность авиаотряда. Однако рост количества вертолётов создал новую проблему – необходимость увеличения числа ВПП с четырёх до шести, и, кроме того, понадобилась отдельная ВПП для дежурного поисково-спасательного вертолета. При простом масштабном увеличении корабля вновь «вылезали» все прежние недостатки проекта, потребовалась его кардинальная переработка. Оптимальный выход оставался один: разместить семь ВПП на одной линии, т.е. создать «ленточную» или по принятой за рубежом терминологии «сквозную» полетную палубу, которую с целью экономии общей длины корабля пристыковать к носовой части, занятой оружием, под небольшим углом в 4-5 градусов. Поэтому почти сразу после закладки ПКР пр.11233 был разобран на стапеле, уступив место авианесущему кораблю нового поколения пр.1143.
В течение службы ПКР «Москва» был подвергнут небольшой модернизации. На нём в опытном порядке была укреплена полётная палуба и 18 ноября 1972 г. крейсер принял первый серийный самолет вертикального взлёта и посадки Як-38, который после принятия на вооружение стал главным авиационным вооружением ТАВКР пр.1143. В 1975-1976 гг., в период планового ремонта на ЧСЗ, на ПКР «Москва» установили две более совершенные станции наведения ракет «Гром-М» (вместо прежних «Гром»), новую РЛС МР-600 («Восход»), систему МВУ-201 («Корень»), смонтировали систему многократного пенотушения и заменили аппаратуру РЭБ. Были сняты оба торпедных аппарата, наличие которых в сочетании с РПК «Вихрь-1» признали избыточным, а вырезы в борту частично заварили, а на месте ТА были оборудованы дополнительные жилые помещения. В 1977-1978 гг. аналогичные работы были проведены силами ЧСЗ и на ПКР «Ленинград». В середине 1980-х гг. с крейсеров были сняты 30-мм ЗАК АК-230, а на их место поместили спаренные ПУ постановки пассивных помех типа ПК-2. Программа строительства. Противолодочные крейсера пр.1123 строились на Черноморском судостроительном заводе №198 в Николаеве. Головной – «Москва» – был заложен в 1962 г. и введён в строй в 1967 г. Второй и последний корпус этого проекта – «Ленинград» – вошёл в строй в 1969 году. Третий корабль, заложенный по модифицированному проекту 11233 был разобран на стапеле в 1969 году почти сразу после закладки. Статус на 2006 г. Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г. Находясь в зоне боевых действий, ПКР «Москва» в 1974 году, а «Ленинград» в 1970 г., 1971-72 г. и 1974 годах выполняли боевую задачу по оказанию помощи ВС Египта. Кроме того «Ленинград» в 1974 г. являлся флагманом отряда кораблей по разминированию Суэцкого канала. Для этого крейсер нёс на верхней палубе два «сухопутных» вертолёта Ми-8 (на подъёмники они не помещались, а Ка-25 необходимых тяговых характеристик не обеспечивали), которые осуществляли траление с помощью буксируемого комбинированного трала на подводных крыльях ВНТ-1.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
• «МОСКВА»: [з/н 701]; с 1995 г. ПКЗ-108. Заложен 15.12.1962 г. на Черноморском ССЗ №198; зачислен в списки ВМФ 27.1.1965 г.; спущен на воду 14.1.1965 г.; введён в строй 25.12.1967 г.; вошел в состав КЧФ 10.1.1968 г.; в 1972 г. прошел модернизацию для обеспечения испытаний СВВП Як-38; c 1 по 30.03.1974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта; с 8-13.04.1978 г. нанес визит в Алжир, 12-18.06.1982 г. – в Луанду (Ангола) и 25.06-2.07.1982 г. – в Лагос (Нигерия); в ноябре 1983 г. выведен в резерв; в 1995 г. переклассифицирован в плавказарму; 7.11.1996 г. на корабле спущен флаг; 10.11.1996 г. разоружен, исключен из состава ВМФ; в 1997 г. передан в ОФИ для демонтажа и реализации и расформирован.
• «ЛЕНИНГРАД»: [з/н 702]. Заложен 15.1.1965 г. на Черноморском ССЗ №198; спущен на воду 31.7.1965 г.; зачислен в списки ВМФ 24.1.1967 г.; введен в строй 2.6.1969 г.; вошел в состав КЧФ 9.7.1969 г.; 1-31.05.1970 г., с 1.12.1971 г. по 30.06.1972 г. и 15.06-6.12.1974 г., находясь в зоне военных действиё, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта; 4.08-14.10.1974 г. являлся флагманским кораблём отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива; 19-23.11.1974 г. нанес визит в Дакар (Сенегал), 14-19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 27.09-1.10.1981 г. – в Эль-Джазаир (Алжир) и 26-30.03.1984 г. – в Гавану (Куба); с 12.5.1977 г. по 6.10.1978 г. и с 3.2.1986 г. по 11.12.1987 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капремонт; разоружен и исключен из состава ВМФ 24.06.1991 г. в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации; расформирован 31.12.1991 г.
• «КИЕВ»: [з/н 703]. Заложен на Черноморском ССЗ №198 в октябре 1968 г.; в декабре 1968 г. заказ аннулирован; разобран на стапеле с января 1969 г.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, тонн • стандартное 14 900 • полное 17 500
Основные размерения, м • длина наибольшая (по КВЛ) 189,1 (176) • ширина наибольшая (по КВЛ) 34 (21,5) • осадка наибольшая (средняя) 8,06 (7,5) • габариты вертолётного ангара 50 х 22 х 5,8
Главная энергетическая установка: • 4 паровых котла КВН-98/64 2 ГТЗА ТВ-12; суммарная мощность, л.с. (кВт) 90 000 (66 100) • дизель-генераторы, мощность, (кВт) 2 Х н/д • турбогенераторы, мощность, (кВт) котлотурбинная 2 Х н/д
2 вала; 2 гребных винта Скорость хода, уз: • наибольшая 29 • экономическая 13,5 29 13,5 Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 4500 (28) 6000 (18) 14900 (13,5)
Автономность, сут. 15 Экипаж, чел. (в т.ч.офицеров) 700 (130) Лётно-технический состав, чел. 104 (58)
ВООРУЖЕНИЕ
Авиационное: • вертолеты Ка-25ПЛО / ПС («Hormone A / C») 14 • ВПП / подъёмники 4 / 2
Противолодочное ракетное: ПУ МС-18 ПЛРК «Вихрь» (SUW-N-1) 1 Х 2 ПЛУР 82-Р (FRAS-1) 8
Зенитное ракетное: ПУ Б-187А ЗРК М-11 «Шторм» 2 Х 2 ЗУР В-611 (SA-N-3 «Goblet») 96
Артиллерийское: 57-мм АУ АК-725 2 Х 2 30-мм ЗАК АК-230 (позже сняты) 2 Х 2
Торпедное: 533-мм ТА ПТА-53-1123 (позже сняты) 2 Х 5
Противолодочное: РБУ-6000 «Смерч-2» 2 Х 12 боекомплект РГБ-60 144
|