...
Меню сайта
Форма входа
Категории
Танки [14]
Авиация [7]
БМП [2]
БТР [0]
Корабли [6]
Подводные лодки [2]
САУ [0]
Главная » Статьи » Корабли

Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»


Основным назначением кораблей проектов 1134-А и 1134-Б, строительство которых было закончено в ВМФ СССР к концу 1970-х гг., было обеспечение ПВО и ПЛО соединений боевых кораблей, а также поиск, слежение и уничтожение подводных лодок в удаленных районах морей и океанов. Именно им ставилась задача слежения на боевой службе за развернутыми в Мировом океане ПЛАРБ вероятного противника. По этой причине их за рубежом всегда называли крейсерами.

Между тем, в этот период задача борьбы с корабельными ударными группировками противника перед нашим флотом оставалась. Её решение только одними ударными подводными лодками (ПЛАРК) было невыполнимым – для этого требовались оперативные группировки разнородных сил и средств. Требовалось также наращивание ударных возможностей таких группировок и повышение их боевой устойчивости от ответных ударов – это диктовалось как динамикой совершенствования оружия и техники, так и продолжавшимся серьёзным отставанием ВМФ СССР от ВМС НАТО в развитии корабельной авиации. В связи с этим Комиссия при СМ СССР по военно-промышленным вопросам приняла решение №87 (от 20 апреля 1972 г.) о начале разработки ТТЗ на новый корабль, а в середине 1970-х годов началось проектирование нового ракетного крейсера проекта 1164 под шифром «Атлант». Главным конструктором корабля был вначале А.К.Перьков, а затем – В.И.Мутихин; главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга А.Н.Блинов. Наряду со ставшей традиционной ударной задачей, на корабль возлагалось обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны, поскольку боевое применение корабля предполагалось в составе оперативного соединения.
По кораблестроительной и энергетической части за основу проекта были взяты технические решения БПК пр.1134-Б с некоторой их переработкой. Так, главная газотурбинная установка на каждом валу должна была иметь по два форсажных двигателя и один маршевый. Тепло отработавших газов отбиралось теплоутилизационным контуром (ТУК), пар из которого подавался на вспомогательные паровые турбины, что повысило экономичность всей установки на 18-узловом ходу почти на 12%. Сложность газотурбинной установки на этом корабле, очевидно, достигла предела. Опасаясь за её надежность, главный наблюдающий возражал против ТУК-а, предлагая остановиться на схеме установки пр.1134-Б. Однако сторонники борьбы за экономичность установки «любой ценой» победили и в этот раз. По требованию главного наблюдающего для многих корпусных конструкций минимальная толщина стальных листов была принята в 8-мм, что было выше чем требовалось по расчету или нормам. Это было сделано с целью повысить долговечность корпуса корабля. Новое вооружение и новая энергетическая установка привели к увеличению полного водоизмещения почти на 28% по сравнению с пр.1134-Б.
Эскизный проект РКР пр.1164 был утверждён 13 апреля 1973 г., а технический проект был закончен к 21 августа 1974 года. Стоит отметить, что в эскизном проекте на носу крейсера должны были стоять две 100-мм артустановки АК-100 (по линейно-возвышенной схеме), но в техпроекте их заменили на одну двухорудийную 130-мм АК-130.


Главное оружие крейсера включало комплекс ударного (противокорабельного) ракетного оружия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон-1164». 16 ПКР (по западной классификации – SS-N-12 «Sandbox»), размещались в восьми спаренных ненаводящихся пусковых установках на верхней палубе справа и слева от главной надстройки (в связи с этим мостик корабля сильно приподнят для лучшего обзора). Размещение ПКР и система управления (антенный пост «Аргон» расположен на носовой стороне фок-мачты) позволяли вести залповую стрельбу всеми ракетами. Выдача целеуказания для стрельбы на столь значительную дистанцию (т.е. свыше 500 км) обеспечивалась аппаратурой приёма спутниковой информации «Корвет-5», а также аппаратурой приёма информации как от самолётов Ту-95РЦ, так и от собственного корабельного вертолёта разведки и целеуказания, для которого на корме был предусмотрен ангар, ВПП и другие необходимые средства и системы базирования.
Зенитные огневые средства корабля пр.1164 были представлены двумя разными ЗРК: коллективной (зональной) обороны – многоканальный комплекс «Форт» (дальность 5…75 км), и самообороны – «Оса-М» (до 10 км). Установки вертикального пуска 7-метровых зенитных ракет 5В55РМ комплекса «Форт», представляющие собой вертикальные барабаны вращающегося «револьверного» исполнения, были размещены под верхней палубой в кормовой части корабля. Каждый барабан на восемь ракет при стрельбе поворачивался вокруг вертикальной оси для подведения очередной запускаемой ЗУР под стрельбовый люк. На крейсере было установлено восемь таких ПУ – между дымовой трубой и ангаром. Для управления зенитными ракетами в полёте в состав комплекса входила стрельбовая многоканальная РЛС со сферической антенной типа «фазированная решетка», позволявшая отслеживать воздушные цели и наводить на них ракеты в пространственном секторе 90х90 градусов. Два ЗРК самообороны «Оса-М» установлены побортно: каждый комплекс имеет двухбалочную наводящуюся в обеих плоскостях пусковую установку, погреб на 20 ракет и собственную систему управления и обнаружения.
Зенитные огневые средства корабля дополняются универсальной (в том числе по морским и береговым целям) двухорудийной 130-мм автоматической артустановкой АК-130 с радиолокационной системой управления «Лев» (боезапас 600 выстр.) и тремя батареями 30-мм шестиствольных автоматов АК-630М с СУ «Вымпел» – по два автомата и одной СУ в каждой батарее (общий боекомплект 48000 патр.). Освещение общей воздушной обстановки, а также выдача целеуказания зенитному оружию возложено на радиолокационный комплекс «Флаг» с двумя РЛС: МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход» связанные общей системой обработки информации «Пойма». Антенные посты этих станций размещены соответственно на фок и грот-мачтах. Имелись также две навигационные РЛС «Вайгач».


Несмотря на ударную «специализацию» крейсер располагает мощным противолодочным вооружением, необходимость которого достаточно спорна: два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата и гидроакустическиё комплекс «Платина» с бульбовой и буксируемой антеннами, а также две установки РБУ-6000, предназначенные, в основном, для защиты корабля от торпед.
На пр.1164 были размещены средства РТР и РЭБ «Гурзуф», станции помех «Старт», «Ограда» и «Кольцо», современные комплексы радиосвязи «Тайфун-2» и «Цунами-БМ» (космическая связь). Управляющая подсистемами БИУС «Лесоруб-1164», разработанная НПО «Марс», создавалась на новой элементной базе с повышенной автоматизацией и быстродействием.
Двухвальная газотурбинная энергетическая установка М-21, суммарной мощностью 110000 л.с., обеспечивает полную скорость хода корабля до 32,5 узлов, а максимальная дальность плавания экономическим ходом составляет более 8000 миль. Экипаж крейсера состоит из 66 офицеров, 64 мичманов и 355 матросов и старшин.
Испытания головного корабля пр.1164 в 1982 г., получившего название «Слава», подтвердили заложенные в нём потенциальные возможности и, в том числе, отличные ходовые и мореходные качества. Год спустя в боевой состав ВМС США вошел головной крейсер УРО «Тикондерога», который в значительной степени можно считать аналогом нашей «Славы».


Модификации. Начиная с третьего корпуса («Червона Украина») вместо РЛС «Фрегат-М» была установлена новая станция МР-750 «Фрегат-МА» с фазированной антенной решёткой, а также модернизированные средства РЭБ. После модернизаций в конце 1990-х гг. все три действующих крейсера пр.1164 были перевооружены крылатыми ракетами П-1000 «Вулкан» с дальностью до 1000 км, а также модернизированными ЗРК самообороны «Оса-МА2».

Четвёртый корпус (так и недостроенный «Адмирал флота Лобов») внешне отличался формой дымовой трубы, которая была сделана целой, а не разделённой пополам на две секции, как на предыдущих корпусах. Грузовой кран при этом был премещён к правому борту.

В новом проекте 11641, который предполагалось строить начиная с пятого корпуса, было решено отказаться от сложного теплоутилизационного контура. Длина крейсера увеличивалась на 6 м (192 м), полное водоизмещение возросло до 11530 т (стандартное – 9500 т), но измения были незначительные – прежде всего замена старых систем оружия на более новые или модернизированные: ПКРК «Базальт» заменялся на П-1000 «Вулкан», ЗРК «Оса-М» – на «Оса-МА», РЛК «Флаг» – на «Флаг-М», система «Корвет» – на «Коралл-БН-2», НРЛС «Вайгач» – на «Вайгач-У». Устанавливалась система РЭБ «Кантата» и дополнительные пусковые установки ПК-10 для выстреливаемых помех, из ГАС была изъята ненужная для корабля такого класса буксируемая антенна. Главным отличием в ГЭУ было отсутсвие ТУКа, который оказался технически сложным и непрактичным в эксплуатации, а мощность форсажных турбин доведена до 27500 л.с. На крейсере предполагалось также базирование нового вертолёта целеуказания Ка-252РЦ.

В итоге крейсер пр.11641 (получил символическое название «Россия») должен был быть заложен в конце 1980-х гг. Для него даже были изготовлены первые секции корпуса, но к тому времени по стране вовсю шагала «перестройка», началась «борьба с ракетными крейсерами», и вскоре корабль был снят со строительства вместе с шестым однотипным корпусом.

Программа строительства. Крейсеры пр.1164 строились на заводе им. 61 коммунара (ССЗ №445) в г. Николаеве с 1976 года. Головной корабль, получивший название «Слава», был заложен в 1976 году, спущен на воду в 1979 году и вошёл в состав ВМФ в 1982 г. Второй и третий корпуса вошли в строй соответственно в 1986 и 1989 годах. Четвёртый корпус – «Адмирал флота Лобов» – после распада СССР был передан в собственность Украины и при 75-процентной технической готовности снят со строительства. Ему было присвоено имя «Галитчина», затем «Украина». Планировавшиеся к постройке пятый и шестой корпуса пр.11641 не закладывались, хотя для них были изготовлены первые секции.

Статус на 2007 г. После ввода в строй ВМФ корабли пр.1164 были распределены следующим образом: «Слава» (ныне «Москва») – в КЧФ, «Червона Украина» (впоследствии «Варяг») – в КТОФ и «Маршал Устинов» – в КСФ, т.е. по одному кораблю на каждый флот.

Во время развала СССР крейсер «Слава» в 1991 г. был поставлен на ремонт в Николаеве, но из-за нехватки средств а также из-за неопределённости с разделом ЧФ корабль чуть было не был списан. Однако после долгих семи лет всё-таки были изысканы средства на ремонт. Не последнюю роль в этом сыграл мэр г.Москвы Ю.Лужков, так как к тому времени корабль переименовали в «Москву» (имя досталось РКР от выведенного из строя в 1996 г. ПКР пр.1123).

В целом крейсеры пр.1164, уже в составе Российского ВМФ под Андреевскими флагами, довольно активно принимали участие в учениях, несли боевую службу и наносили визиты в иностранные порты, в том числе в США. В некотороых публикациях эти корабли называли «убийцы авианосцев» за их назначение и характерный внешний вид.


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ( • – корабли, находящиеся в строю)

• «СЛАВА»: [з/н 2008]; с 16.05.1995 г. «МОСКВА». Зачислен в списки ВМФ 20.05.1973 г.; заложен 5.11.1976 г. на ССЗ №200; спущен на воду 27.07.1979 г.; введён в строй 30.12.1982 г.; вошел в состав КЧФ 7.02.1983 г.; в 1983 г. совершил поход через Средиземное море вокруг европы на СФ, а затем обратно; в 1986 г. вышел на боевую службу в Средиземное море в связи с обострением обстановки вокруг Ливии, при этом 18-22.11.1986 г. нанёс визит в Пирей (Греция); в августе 1990 г. принял участие в Ялтинской международной конференции по контролю ядерного оружия на борту кораблей; 21.03.1991 г. поставлен на капремонт в Николаеве, длительный ремонт из-за нехватки средств продолжался до 1998 г.

• «АДМИРАЛ ФЛОТА ЛОБОВ»: [з/н 2009]; с 5.11.1986 г. «МАРШАЛ УСТИНОВ». Зачислен в списки ВМФ 17.09.1977 г.; заложен 5.10.1978 г. на ССЗ №200; спущен на воду 25.02.1982 г.; введён в строй 15.09.1986 г.; с 27.02 по 17.03.1986 г. совершил переход в Североморск и 5.11.1986 г. вошёл в состав КСФ; с 7.12.1987 г. по 23.06.1988 г. выполнил первую БС в Средиземном море в составе КУГ, пройдя около 17000 миль; с 30.06 по 14.12.1989 г. вышел в поход, 21-27.07.1989 г. нанеся визит в Норфолк (США), после чего выполнил БС в Средиземном море с заходами в Тартус (Сирия) и Алжир; 16-20.07.1991 г. нанёс визит в Мейпорт (США), 30.06-5.07.1993 г. – в Галифакс (Канада) и 7-11.07.1993 г. – в Бостон (США); с 1.09.1994 г. по 14.12.1997 г. проходил ремонт на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, после чего 21.01.1998 г. вновь прибыл в Североморск.

• «ЧЕРВОНА УКРАИНА»: [з/н 2010]; с 9.02.1996 г. «ВАРЯГ». Заложен 31.07.1979 г. на ССЗ №200; зачислен в списки ВМФ 5.11.1982 г.; спущен на воду 28.08.1983 г.; введён в строй 25.12.1989 г.; вошёл в состав КТОФ 28.02.1990 г. и совершил межтеатровый переход на Дальний Восток, закончившийся 5.11.1990 г., при этом корабль совершил заход в Камрань (Вьетнам); 25.09.1991 г. выполнил стрельбу ударным комплексом на «отлично»; 30.08.1995 г. прибыл во Владивосток для участия в международном параде по случаю 60-летия ТОФ; с 3 по 9.02.1996 г. нанёс визит в Южную Корею и прошёл по местам боевой славы в Цусимском проливе и Чемульпо; в августе 1997 г., участвуя в учениях, поразил учебную цель прямым попаданием ПКР с предельной дистанции, по итогам учений получил приз ГК ВМФ; после 2000 г. поставлен на ремонт.

 «КОМСОМОЛЕЦ»: [з/н 2011]; с 23.3.1985 г. «АДМИРАЛ ФЛОТА ЛОБОВ». Зачислен в списки ВМФ 9.6.1980 г.; заложен 29.8.1984 г. на ССЗ №200; спущен на воду 11.8.1990 г.; снят со строительства 18.3.1993 г.; расформирован 1.10.1993 г.

 «РОССИЯ»: [з/н 2012]; с 30.12.1987 г. «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». Зачислен в списки ВМФ 11.8.1987 г.; снят со строительства 4.10.1990 г.

 «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ»: [з/н 2013]. Зачислен в списки ВМФ 1.11.1988 г.; снят со строительства 4.10.1990 г. .


               ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Водоизмещение, тонн
• стандартное
                                                                           9 300
• полное                                                                                  
11 280


Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ)                                                  
186 (170)
• ширина наибольшая (по КВЛ)                                              
20,8 (19,2)
• осадка наибольшая (средняя)                                                
8,4 (7,9)


Главная энергетическая установка:
• 2 маршевых газовых турбины М-70

суммарная мощность, л.с. (кВт)
                                         20 000 (14 700)
• 4 форсажных газовых турбины М-8КФ
  суммарная мощность, л.с. (кВт)                                        
90 000 (66 150)
• 2 вспомогательных газовых турбины (ТУК)
  суммарная мощность, л.с. (кВт)                                          
12 000 (8 820)
• турбогенераторы ТД-1500, мощность, кВт                                
3 Х 1500
• турбогенераторы ТД-1250, мощность, кВт ГГТУ М-21                
3 Х 1250

2 вала; 2 гребных винта 
Скорость хода, уз:

• наибольшая
                                                                            32,5
• экономическая                                                                          
18


Дальность плавания, миль (при скорости, уз)                             7500 (18)
                                                                                             2500 (32)
Автономность, сут.                                                                        30
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)                                                  485 (66)



                               
              ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное:
• ПУ СМ-248 ПКРК П-500 «Базальт»
                                             8 Х 2
  ПКР 4К80 «Базальт» (SS-N-12 «Sandbox») -                                  
16


Зенитное ракетное:
• УВП Б-204 ЗРК С-300Ф «Форт»
                                                 8 Х 8
ЗУР 5В55РМ (SA-N-6 «Grumble»)
                                                   64
• ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М / МА2»
                                        2 Х 2
  ЗУР 9М33М / МА2 (SA-N-4 «Gecko»)                                              
40

Артиллерийское:
• 130-мм АУ АК-130                                                                    
1 Х 2
• 30-мм ЗАК АК-630                                                                    
6 Х 6

Торпедное:
• 533-мм ТА ПТА-53-1134 -                                                          2 Х 5


Противолодочное:
• РБУ-6000 «Смерч-2»                                                                
2 Х 12
  РГБ-60                                                                                      
144

Авиационное:
• вертолет Ка-25РЦ («Hormone B») или
  Ка-27 («Helix B») -                                                                       1

Категория: Корабли | Добавил: nexusmen (06.07.2010)
Просмотров: 4618 | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz