Опыт создания и эксплуатации первых отечественных противолодочных крейсеров пр.1123 потребовал разработки более совершенного корабля этого класса. Прежде всего, для обеспечения эффективного выполнения возложенных на ПКР задач требовалось увеличить численный состав корабельной авиагруппы, усилить вооружение, улучшить мореходные качества корабля и условия размещения личного состава.
Третий противолодочный крейсер-вертолётоносец с усиленным составом вооружения, увеличенной дальностью плавания и рядом других усовершенствований (пр.11233 или 1123-М) планировалось заложить Черноморском ССЗ в Николаеве в феврале 1968 г., но несмотря на то, что завод провел соответствующую подготовку производства и даже успел изготовить несколько днищевых секций нового ПКР, его закладка на стапеле не состоялась. Главной причиной этого стало намерение командования ВМФ оснастить будущий корабль самолётами вертикального взлёта и посадки.
Мнение о возможностях СВВП у специалистов было далеко не однозначным. Авиастроители Германии и Франции ограничились постройкой лишь опытных экземпляров. Наибольших успехов достигли англичане. Западные специалисты и военные в ряде случаев видели в СВВП многообещающую и менее дорогостоящую альтернативу самолётам классической аэродинамической схемы, то есть с горизонтальным взлётом и посадкой. С другой стороны, сами машины оставались тогда ещё весьма несовершенными – их уникальная способность вертикально взлетать и садиться достигалась за счёт значительного ухудшения других лётно-технических характеристик. В нашей стране идея применения СВВП как палубного самолета исходила от Д.Ф.Устинова, в то время секретаря ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности. Для Главкома ВМФ СССР адмирала флота С.Г.Горшкова ограниченные возможности СВВП не являлись секретом, однако возражать он не стал. Перспектива получения флотом авианосных кораблей даже относительно небольшого водоизмещения его вполне устраивала, так как появлялась реальная возможность создать столь необходимую морскую авиацию корабельного базирования.
28 декабря 1967 г. было принято постановление Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 лёгкого корабельного штурмовика Як-36М. При этом в интересах обеспечения возможности базирования СВВП на борту кораблей Невскому ПКБ было поручено в 1968 г. откорректировать проект 11233 (главный конструктор – А.В.Маринич). Предварительные проработки возможности базирования СВВП на ПКР были закончены ещё до выхода этого постановления – в сентябре 1967 г.
Иначе обстояло дело с корректировкой проекта 11233 – попытки совместить несовместимое привели к очевидному результату: хотя ограничение ГУК ВМФ по величине стандартного водоизмещения в 15000 т оставалось в силе, руководство флота выдвигало всё новые требования в части решаемых будущим ПКР задач. Корабль теперь не только должен был обеспечивать поиск и уничтожение ПЛ, но и нанесение авиационных ударов по надводным и наземным целям. Позднее добавилось также участие в десантных операциях, требование увеличить количество ЛАК до 20–22 единиц, усилить зенитное вооружение (30-мм автоматы), дополнительно в целях повышения боевой устойчивости ПКР необходимо было найти место для пусковых установок ПКРК «Малахит». Но проект 11233, с точки зрения свободных площадей, объёмов и резервов энергообеспечения, свои возможности исчерпал.
В итоге постановлением правительства от 2 сентября 1968 г. № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Николаеве ПКР по пр.11233 и о начале строительства ПКР «Киев» с авиационным вооружением уже по новому проекту 1143.
На корабли этого проекта возлагалось выполнение следующих задач:
• прикрытие корабельных соединений от ударов с воздуха, их противолодочное и противокатерное обеспечение;
• обеспечение боевой устойчивости РПКСН в районах боевого патрулирования;
• обеспечение развёртывания подводных лодок;
• прикрытие морской ракетоносной, противолодочной и разведывательной авиации в зоне досягаемости корабельной истребительной авиации;
• поиск и уничтожение ракетных подводных лодок противника в составе группировок разнородных противолодочных сил;
• поражение группировок надводных кораблей противника;
• обеспечение высадки морских десантов.
Указанным постановлением поручалось: Министерству обороны выдать в месячный срок ТТЗ на проектирование корабля; Минсудпрому (НПКБ) – разработать по заданию Минобороны в 1968 г. эскизный и в 1969-м – технический проекты ПКР пр.1143. Большое значение для соблюдения сроков строительства имела своевременная подготовка производства на ЧСЗ. Поэтому Невское ПКБ приступило к разработке эскизного проекта нового корабля ещё до формального выхода постановления.
По инициативе А.В.Маринича в рамках эскизного проектирования было разработано в общей сложности девять вариантов проекта (I – IX), из них шесть – согласно ТТЗ и три инициативных. Первые различались между собой архитектурной компоновкой, размещением вооружения, механизмов и оборудования, объёмом конструктивной защиты и, соответственно, сроками строительства и стоимостью. Помимо этого, НПКБ выполнило 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения более перспективными.
По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран I вариант как наиболее оптимальный. Остальные же либо требовали значительных затрат (и времени) на новые разработки (катапульты, аэрофинишеры, аварийные барьеры, самолёты катапультного взлета и т.п.), либо не обеспечивали условий базирования летательных аппаратов, а главное – не позволяли выдержать намеченные сроки строительства.
16 октября 1968 г. Главком ВМФ утвердил ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением пр.1143 (шифр «Кречет»). С учётом поступивших в ходе рассмотрения эскизного проекта предложений и дополнений, были приняты решения по сокращению объёма конструктивной защиты, замене предлагавшихся ранее к размещению на корабле ПКР «Малахит» (П-120) более мощными «Базальт» (П-500), комплексированию средств радиосвязи, а также увеличению водоизмещения до 28000 тонн. Летом 1969 г. на основании предложений НПКБ по размещению ракет «Базальт» (комплекс тогда тоже находился в стадии разработки для перевооружения ПЛАРК пр.675) ВМФ и МСП отдельным решением увеличили это значение до 29000 т.
Техпроект 1143 был разработан в крайне сжатые сроки и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 г. Основные элементы корабля и мероприятия по обеспечению его строительства утвердили в феврале 1971 г. Новый ПКР со смещённой по-авианосному к правому борту надстройкой, полётной палубой с консольным свесом смотрелся весьма эффектно и выгодно отличался от кораблей предыдущей серии.
Ракетно-артиллерийское и противолодочное вооружение находилось в носовой части, а также позади надстройки. Установки ЗРК средней дальности «Шторм» и 76-мм универсальные артустановки разместили по одной в нос и в корму от надстройки, а два ЗРК ближней дальности типа «Оса-М» – ромбообразно, по левому и правому бортам от надстройки, соответственно в нос и корму. Расположение 30-мм автоматов по периметру позволяло вести круговой обстрел воздушных целей. Торпедные аппараты помещались в специальных закрывающихся вырезах-амбразурах побортно (по аналогии с ПКР пр.1123).
Обращает на себя внимание относительно скромный калибр универсальной артиллерии – 76,2 мм. В известном смысле это являлось вынужденным шагом, просто ничего другого в распоряжении проектантов не было, а более совершенные перспективные универсальные 100-мми 130-мм артустановки ещё находились в стадии разработки. В результате по части артиллерийского вооружения новый, самый крупный в ВМФ СССР корабль, соответствовал БПК пр.61 или пр.1134-Б. Впрочем, определяющим обстоятельством оставалось то, что выпуск установок этого типа был налажен серийно, и они могли поставляться в срок.
Значительным изменениям подверглось радиоэлектронное вооружение. При сохранении многих прежних систем (МР-600, «Гурзуф», «Орион» и др.) корабли пр.1143 получили целый ряд новых, более совершенных систем дальней связи и управления, большая часть которых ещё не была принята от промышленности. Так, прежняя трёхкоординатная РЛС освещения воздушной обстановки «Ангара» заменялась на более совершенную станцию «Фрегат». Предстояло также впервые установить на головном корабле, испытать и принять на вооружение комплексы связи «Тайфун-1», «Цунами-БМ», навигационный комплекс «Салгир-1143», систему управления «Каспий», системы «Привод-СВ», «Аист-К», «Лазурь», главный ударный комплекс «Ураган-1143» – всего 24 (!) совершенно новых изделия и системы.
Проектирование нового корабля сопровождалось решением целого ряда сложных проблем, таких, как создание беспиллерсовой конструкции ангарного покрытия площадью около 3000 кв.м, специального термостойкого покрытия полётной палубы, защищающего её от воздействия высокотемпературных (более 1000°) газовых струй вертикально взлетающих самолётов, изготовление и установка звукопрозрачного и прочного обтекателя антенного поста ГАС диаметром 8,4 м, обеспечение взрывопожаробезопасности и эксплуатационного обслуживания авиационного вооружения, упорядочение воздушных потоков над верхней палубой (для создания благоприятных условий взлёта и посадки).
В 1972 г. заводчане по документации НПКБ изготовили и построили на аэродроме ЛИИ натурный отсек корабля с участком ВПП. На нём установили самолет Як-36М и провели серию испытаний двигателей для определения силового и теплового влияния газовых струй на палубу, а также замер уровней шума в подпалубных помещениях. Первые же запуски повлекли за собой сильное коробление стального палубного участка поверхности отсека, испытания пришлось прервать. Пришлось срочно решать проблему теплоизоляции. Помог Всесоюзный институт авиационных материалов – он разработал теплостойкое покрытие типа АК-9Ф.
Наличие на борту ПКР пр.1143 совершенно несвойственных для авианосца многочисленных ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов, предназначенных для решения различных боевых задач, предопределило своеобразный «гибридный» тип архитектуры корабля.
Система набора корпуса по всей длине была продольной, в оконечностях – поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК-25 (толщиной до 30 мм) и АК-27 (свыше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из АМг. Все вертикальные поверхности надстройки, дымовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как следствие этого, – заметность корабля в целом. Надо сказать, что принятые тогда специалистами Невского ПКБ решения в ряде случаев предвосхитили технологию «stealth», которой так много внимания уделяется сегодня на Западе.
Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. В его средней части находилось шесть палуб и две платформы. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения; они, а также погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударного комплекса оснащались подводной конструктивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении (район машинных и котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, поднимавшиеся по высоте до 6-й палубы.
Согласно существовавшим в то время требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырёх смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).
Полётная палуба со спонсоном общей площадью 6200 кв.м совмещала взлётный участок с посадочной полосой. На ней располагались семь взлетно-посадочных позиций для СВВП и вертолётов. На правом борту в кормовой части полетной палубы находилось ещё 10 технических позиций для обслуживания лётной техники.
На головном корабле пр.1143 предусматривалась возможность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплектации – самолётном или вертолётном. Все они хранились в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), связанном с полётной палубой двумя самолетоподъёмниками (лифтами), расположенными слева и в корму от надстройки. Первый из них служил для спуска ЛАК в ангар, а второй – для подъёма. Проектная вместимость ангара составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 г. «Киева» министром обороны маршалом А.А.Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолеты «валетом», вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК.
Перемещение самолётов и вертолётов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару – с использованием системы продольно-поперечной буксировки. Ангар оборудовался системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения и сигнализации; при необходимости пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон.
В отличие от американской практики, состав авиагруппы корабля пр.1143 не был фиксированным и мог варьироваться в зависимости от решаемой задачи. Самолётный вариант предусматривал приём на борт 20 СВВП и двух спасательных вертолётов, вертолётный – 20 машин Ка-25ПЛ и двух спасательных. Для обеспечения деятельности корабельной авиагруппы (в самолётном варианте) на борту хранились необходимые запасы авиатоплива, а также 18 спецавиабомб РН-28, управляемые и неуправляемые ракеты, разовые бомбовые кассеты и т.д.
Ударное ракетное оружие крейсера представлено ракетным комплексом «Ураган-1143», состоявшим из четырёх ненаводящихся спаренных контейнерных пусковых установок СМ-241 с фиксированным углом старта, станции управления «Аргон-1143», аппаратуры регламентного контроля и восьми крылатых ракет П-500 «Базальт». Предусматривалась возможность однократной перезарядки главного комплекса, для чего ещё 8 запасных ракет хранились в погребе (только на «Киеве» и «Минске»).
Назначение комплекса, принятого на вооружение в 1975 г., – поражение крупных надводных целей и укреплённых береговых объектов, дальность – 550 км. Ракета оснащалась маршевым ТРД повышенной тяги и экономичности КР-17-300 и стартовым ускорителем. Боевая часть – фугасно-кумулятивная или ядерная массой 500 кг, наведение – посредством телеуправления или с использованием активной радиолокационной головки самонаведения (АРГСН), скорость полёта – 2,5 М, стартовая масса – 6200 кг, габаритные размеры – 12,4x0,88 м, размах крыльев – 2,6 м. Повышенная помехозащищённость ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избирательное поражение главных целей атакуемого корабельного соединения (как правило, это был авианосец). Ракета П-500 имела профиль полёта «большая высота – малая высота», причём конечный участок траектории на малой высоте отличался большой протяженностью. Для облегчения преодоления ближнего рубежа ПРО надводных кораблей ракету частично бронировали. Антенный пост системы управления «Аргон-1143» (с бортовой ЭВМ) располагался в носовой части верхней палубы корабля и в положении «по-походному» находился в сложенном состоянии. Пуски осуществлялись одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требовало наличия выносных пунктов целеуказания (спутники, самолёты Ту-95РЦ или вертолёты Ка-25Ц с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/«Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, было необходимо их массированное применение. При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, могла управлять полётом остальных, следовавших на бреющем полёте в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривал следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием АРГСН только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе могла быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.
Противолодочное вооружение корабля пр.1143 в точности соответствовало установленному на ПКР «Москва». Оно было представлено ракетным противолодочным комплексом «Вихрь», двумя поворотными пятитрубными торпедными аппаратами ПТА-53-1143 и двумя реактивными бомбометными установками РБУ-6000. Целеуказание выдавалось корабельной системой «Спрут-1143».
Радиотехническое вооружение включало автоматизированную систему сбора и обработки информации, целеуказания и выработки решения «Аллея-2» (управление оружием и радиотехническими средствами ПКР, а также наведение вертолётов), гидроакустическую станцию дальнего обнаружения быстроходных подводных лодок МГ-342, гидроакустический комплекс для обнаружения подводных лодок «Платина», аппаратуру приёма информации от РГАБ МГС-407К, станцию обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерной струи МИ-110К, станцию обнаружения подводных лодок по кильватерному следу МИ-ПОР, трёхкоординатную помехозащищенную РЛС дальнего воздушного обнаружения и целеуказания МР-600 (основная), трёхкоординатную помехозащищенную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Фрегат» (резервная), систему автоматизированной обработки радиолокационной информации и целеуказания «Байкал-1143», аппаратуру системы радиолокационного опознавания «Кремний-2М», морские приборы целеуказания МПЦ-301, навигационные РЛС «Волга» и «Вайгач-1143» (с блоком «Пальма»). Корабль оснащался навигационным комплексом «Салгир-1143», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ- и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ-радиостанций). Средства радиоразведки – три радиоприёмника типа Р-678Н, шесть – типа Р-670М и два – типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устройства СРС-2, широкообзорные УКВ-приемники Р-710 и Р-714 и система постановки радиопомех (УКВ) Р-740К. Согласно проекту корабль оснащался автоматизированными системами ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов «Привод-СВ». В состав радиотехнического вооружения входили средства информации о радиолокационной обстановке и радиоэлектронного противодействия «Гурзуф» и «Гурзуф-1», аппаратура обеспечения одновременной работы корабельных радиотехнических средств, гидроакустические станции «Орион» (подкильная) и «Платина» (с буксируемой антенной). При этом, в отличие от ПКР пр.1123, антенна ГАС «Орион» на ТАВКР пр.1143 размещалась в стационарном бульбовом обтекателе. Бортовые акустические комплексы в сочетании с другими средствами позволяли обнаружить цель на любой доступной для подводных лодок глубине погружения.
Главная энергетическая установка пр.1143, унифицированная с применявшейся ранее ЭУ крейсеров пр.58 и пр.1123, была принята четырёхвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64), с высокими параметрами пара, суммарной мощностью 180 000 л.с. ГЭУ состояла из четырёх автономных турбокотельных групп, расположенных по две в двух машинно-котельных отделениях, образующих два самостоятельных отсека и работающих каждая на свой гребной винт. Четыре главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-12-3 позволяли кораблю развивать скорость полного хода 30,7 узла. Корабельные электростанции (шесть турбогенераторов и четыре дизель-генератора общей мощностью 15000 кВт) располагались в смежных с МКО энергоотсеках, из расчёта по два на каждый эшелон. Элементы установки, генераторные агрегаты и главные распределительные щиты были унифицированы с пр.1123. Для автоматизированного управления ЭЭУ служила система «Терек-2». Широко применялись амортизация механизмов и использование изолирующих покрытий, особенно в машинных отделениях.
В июне 1977 г. все корабли пр.1143 были официально переклассифицированы из противолодочных крейсеров в тяжёлые авианесущие (авианосные) крейсеры – ТАВКР. Соответственно, несколько иначе формулировалось и их основное предназначение: теперь роль кораблей пр.1143 заключалась в «придании боевой устойчивости РПКСН, группировкам надводных сил, ПЛ и МРА в районах боевого развёртывания». То есть среди задач крейсеров на первом месте стояла уже не охота за вражескими субмаринами, а наоборот, прикрытие наших подлодок от противолодочной авиации противника. На западе новым советским кораблям в соответствии с принятой у них классификацией присвоили название «Kuril class», но впоследствии прижилось настоящее название головного ТАВКР – «Kiev class».
Модификации. Сокращённый техпроект 1143-М (главный конструктор – А.В.Маринич) для третьего корпуса серии был разработан в январе и утверждён ВМФ и МСП в июле 1975 г. На крейсере предусматривалось базирование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/или вертолётов Ка-25ПЛ и двух спасательных вертолётов Ка-25ПС. ГАС «Орион» заменялась на автоматизированный гидроакустический комплекс (АГАК) «Полином», а торпедное вооружение упразднялось. За счёт уменьшения зазоров между летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24. Ещё шесть машин находились на технической позиции полётной палубы (правый борт), обходной мостик в районе правого борта выполнялся на 1,2 м ниже по высоте, чем на ТАВКР пр.1143. При необходимости в ангаре с некоторыми ограничениями размещались все 30 ЛАК.
Комплексы РЭВ, артиллерии и УРО, а также ГЭУ поначалу предполагалось сохранить такими же, что и в пр.1143, но уже в ходе постройки третьего корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 г. новой маловысотной ПКР «Гарпун», Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ срочно подготовило предложения по модернизации кораблей пр.1143 и пр.1143-М с целью повышения их боевой устойчивости. Для усиления ПВО третьего ТАВКР его предполагалось оснастить двумя строенными модулями новейшего ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (вместо АК-630М), а также РЛК «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»). Требовалось доработать РЭВ и средства связи корабля – главным образом, из-за изменения состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объёмы для реализации этих мер получили за счёт исключения погреба запасных ПКР «Базальт».
Но изменения проекта коснулись не только систем ПВО. Попутно было принято решение обеспечить на корабле базирование уже 36 летательных аппаратов. Основной вариант включал 16 Як-38, 18 противолодочных Ка-27 и два спасательных Ка-25ПС. Особо оговаривалась возможность базирования разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлёта и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолётов Ка-25 трёх модификаций (ПЛО, ПС и РЛД). Планировалось также оборудовать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) – для защиты покрытия полётной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41 (когда от этой изначально авантюрной затеи отказались – ГОУ уже были смонтированы и пришлось их вырезать из готового корпуса, из-за этих переделок срок сдачи корабля перенесли с 1979 на 1982 г.).
За исключением ряда отличий по составу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАВКР пр.1143-М изменился незначительно, хотя перепланировка общего расположения была весьма существенной и охватывала до 40% общего числа помещений, в которых по результатам повторной корректировки проекта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы. Иную форму имела передняя кромка малого спонсона, расположенного в нос от угловой палубы – на ней отсутствовал характерный для первых двух кораблей двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воздушных потоков над полётной палубой. На верхней палубе также установили выравнивающие устройства (ВУ) – три вертикальных экрана для спрямления воздушных потоков.
Техпроект 11433 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) был разработан в декабре 1977 г. и утверждён в мае 1978 г., когда формирование третьего корпуса («Новороссийск») на стапеле уже завершалось. 26 декабря 1978 г. ТАВКР был торжественно спущен на воду и поставлен на достройку.
Из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов, предусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», «Новороссийск» этого оружия не получил. Вместо него смонтировали проверенные 30-мм автоматы АК-630М, при этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» решили не возвращаться – в итоге корабль остался вообще без систем ПВО ближней дальности! Вследствие проблем с созданием новых самолётов авиагруппу третьего ТАВКР пришлось комплектовать из Як-38 (позже заменены на Як-38М). Отчасти это компенсировалось наличием более совершенных вертолётов второго поколения – Ка-27. Кроме того, на пр.11433 могли базироваться перспективные ЛАК и вертолёты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки грузов или десанта вертолёты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также имелась возможность запуска их двигателей от корабельной системы электроснабжения.
«Новороссийск» оснащался новой системой управления противолодочным оружием «Пурга». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, модернизированный образец – «Салгир-V». Кроме того, проектом предусматривалась возможность установки на борту, уже при постройке корабля, резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-lV» (по завершении её испытаний и отработки на БРК «Бедовый» пр.56-ЭМ). Объёмы помещений на 5-й палубе, полученные в результате отказа от ТА, использовали для оборудования дополнительных кубриков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и запасами. Третий ТАВКР оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отображение информации в рамках обеспечения флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей), а также опытным образцом РЛК «Подкат» – для обнаружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следующих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАВКР и кораблей соединения). Это должно было повысить возможности ПВО-ПРО крейсера в новых условиях, но в связи с отсутствием ЗРК СО (см. выше) фактически это было неосуществимо.
Четвёртый корпус серии 1143 строился по значительно изменённому проекту 11434 с новым составом вооружения и имел значительные изменения в конструкции надстройки. На западе этот корабль получил обозначение «Modified Kiev class».
Программа строительства. Первоначально планировалось по пр.1143 построить два корабля – «Киев» и «Минск». Строительство началось в 1967 на Черноморском судостроительном заводе №198 в Николаеве. Головной корпус заложен 21 июля 1970 г., спущен на воду 26 декабря 1972 г. и введён в строй 28 декабря 1975 г. Второй корпус заложили сразу после спуска на воду первого и ввели в строй 27 сентября 1978 г. Главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков рассчитывал приступить к постройке настоящих авианосцев, и третий советский авианесущий крейсер виделся ему совсем иным. Но с назначением в 1976 г. на пост министра обороны Д.Ф.Устинова, известного сторонника самолётов вертикального взлёта и посадки, основные усилия по-прежнему было решено направить на дальнейшее совершенствование кораблей-носителей СВВП. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 г. была утверждена постройка третьего (срок сдачи – 1979 г.), а также четвёртого ПКР (срок сдачи – 1982 г.) с некоторыми изменениями и максимальным использованием документации головного корабля (пр.1143-М). 30 сентября 1975 г. состоялась закладка третьего корабля («Новороссийска») на стапеле ЧСЗ, но с учётом корректировки техпроекта по принятым изменениям (см. модификации) спуск «Новороссийска» переносился на 1978 г. А в строй корабль вошёл только 14 августа 1982 г., так как достройка после спуска на воду осуществлялась по снова изменённому техпроекту 11433 (см. модификации).
Статус на 2007 г. Головной корпус пр.1143 вошёл в состав Северного флота, а второй и третий – в состав Тихоокеанского. В июне 1977 г. все корабли этого проекта были официально переклассифицированы из ПКР в тяжёлые авианесущие (авианосные) крейсеры – ТАВКР. Они активно участвовали в боевой службе флота, принимали участие в учениях, отрабатывали боевые задачи, в т. ч. и по реальным целям «вероятных противников». Создание кораблей типа «Киев» ознаменовало абсолютно новый этап нашего военного кораблестроения: ВМФ СССР «почувствовал» корабельную авиацию, появился богатый технический и практический опыт эксплуатации палубной авиации, который можно считать бесценным.
После снятия с вооружения в 1992 году СВВП Як-38 все три ТАВКР пр.1143 фактически превратились в крупные противолодочные вертолётоносцы, так как новых самолётов палубного базирования ещё не было создано. А в связи с распадом СССР и экономическим кризисом в стране на дальнейшей службе этих кораблей был поставлен крест («Новороссийск» находился в составе сил постоянной готовности всего 7 лет).
В 1993-94 годах все три крейсера были списаны и подготовлены к продаже иностранным фирмам для разделки на металл. Два из них – «Киев» и «Минск» – впоследствии были куплены Китаем и превращены в развлекательные комплексы.
Представители
• «КИЕВ»: [з/н 101]. Зачислен в списки ВМФ 5.5.1967 г.; заложен 21.07.1970 г. на Черноморском ССЗ №198 как ПКР; спущен на воду 26.12.1972 г.; введён в строй 28.12.1975 г.; вошёл в состав КСФ 15.06.1976 г.
• «МИНСК»: [з/н 102]. Зачислен в списки ВМФ 28.3.1972 г.; заложен 28.12.1972 г. на Черноморском ССЗ №198 как ПКР; спущен на воду 30.09.1975 г.; 28.06.1977 г. переклассифицирован в ТАВКР.
• «НОВОРОССИЙСК»: [з/н 103]. Зачислен в списки ВМФ 24.6.1975 г.; заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ №198 по пр.1143-М; 28.06.1977 г. переклассифицирован в ТАВКР; спущен на воду 26.12.1978 г.; достраивался по пр.11433; швартовные испытания с 1.09 по 27.12.1981 г.; 5.01.1982 г. убыл в Севастополь; с 29.01 по 12.04.1982 г. прошёл заводские ходовые испытания, в самом начале которых вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, усилиями заводчан аварийный ТНА через временные вырезы переместили в ангар, а оттуда – на верхнюю палубу, уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАВКР «Баку» пр.11434 в обратном порядке был доставлен аналогичный ТНА-3; с 12.04 по 28.05 проходил госиспытания на полигонах боевой подготовки ЧФ с перерывом для участия в параде к Дню Победы; за время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили 112 полётов, вертолёты Ка-27 – 108, Ка-25 – 51, Ми-6 – 10 и Ми-8 – 139 полётов (в апреле на палубу упал Ка-27, один матрос погиб); введён в строй 14.08.1982 г.; 15.08.1982 г. торжественно поднял Военно-морской флаг и перешёл в Севастополь; вошёл в состав КТОФ 24.11.1982 г.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
пр.1143 пр.11433 Водоизмещение, тонн • стандартное 30 530 31 900 • полное 41 370 43 220
Основные размерения, м • длина наибольшая (по КВЛ) 273,1 (235,9) 273,1 (235,9) • ширина наибольшая (по КВЛ) 49,2 (31) 51,3 (31) • осадка наибольшая (средняя) 11,05 (8,95) 11,5 (9,3)
• размеры подпалубного ангара 130х22,5х6,6 Главная энергетическая установка: котлотурбинная • 8 котлов КВН 98/64 в 4-х автономных группах • 4 ГТЗА ТВ-12-3; суммарная мощность, л.с. (кВт) 180 000 (132 300) • турбогенераторы, мощность, кВт 6 Х 1500 • дизель-генераторы, мощность, кВт 4 Х 1500
4 вала; 4 четырёхлопастных гребных винта Скорость хода, уз: • наибольшая 30,7 30,4 • экономическая - 14,2 / 18,3 14,2 / 18,3
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 8000 (18) 7160 (18) 4000 (29) Автономность, сут. 30 30
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров): • штатный экипаж 1433 (280) 1607 (300) • экипаж со штабом 1483 (320) 1659 (345) • авиагруппа 430 430
|